Здоровье и медицина

Исследователи обнаружили мощное противораковое соединение в чернилах осьминога

Широко недооцененные и мало используемые чернила головоногих моллюсков обладают рядом полезных для здоровья свойств. Метаболит, полученный из чернил осьминога, недавно продемонстрировал одно из таких преимуществ: исследователи обнаружили мощный противораковый эффект. Помимо биосовместимости, это соединение, как утверждается, не наносит вреда здоровым клеткам, что является значительным преимуществом по сравнению с существующими методами лечения.

Рак является второй основной причиной смерти в мире, ежегодно унося почти 18 миллионов жизней. Наиболее распространенными формами являются рак легких, молочной железы, толстой кишки, простаты и желудка. Хотя распространенность этого заболевания продолжает расти, исследователи подозревают, что его возникновение тесно связано с нашим образом жизни и питанием.

Для профилактики заболевания врачи и диетологи рекомендуют употреблять разнообразную пищу, богатую биологически активными молекулами, такими как антиоксиданты. В терапевтических исследованиях все более перспективным подходом становятся противовоспалительные соединения, полученные из натуральных продуктов. В то же время эти рекомендации и стратегии помогают повысить значимость малоиспользуемых продуктов питания и способствуют здоровому и ответственному потреблению.

К таким продуктам относятся чернила каракатицы и осьминога, которые чрезвычайно богаты активными наночастицами. Метаболиты, производимые морской флорой и фауной, обладают большим количеством биологических свойств, которые широко изучаются в медицине человека. Новое исследование, опубликованное в журнале Science Direct, показало воздействие озопромида (OPC), метаболита, полученного из чернил осьминога, на раковые клетки.

Традиционные методы лечения с многочисленными побочными эффектами

Примерно в 25% случаев рост опухоли связан с каскадами воспалительных процессов, которые являются причиной около 15% смертей от рака. Во время этих процессов организм пациента чрезмерно вырабатывает провоспалительные молекулы, такие как цитокины и хемокины, индуцибельная синтаза оксида азота (iNOS), активные формы кислорода (ROS) и так далее. Парадоксально, но масштаб воспалительной реакции связан с улучшением выживаемости, благодаря распознаванию и уничтожению опухолевых клеток.

Кроме того, большинство традиционных методов лечения рака (радиотерапия, химиотерапия, иммунотерапия) провоцируют масштабную воспалительную реакцию. Несмотря на их преимущество в остановке распространения раковых клеток, эти альтернативы также влияют на здоровые клетки. В результате прогноз выживаемости пациентов снижается, особенно на поздней стадии заболевания.

Новое соединение, открытое исследователями из Университета Соноры (Мексика), одновременно замедляет размножение опухолевых клеток и сохраняет здоровые клетки, уменьшая воспалительную реакцию. Этот двойной эффект является значительным преимуществом, учитывая побочные эффекты и снижение шансов на успех при использовании существующих методов лечения. OPC является одним из широкого спектра биоактивных соединений, обнаруженных в чернилах осьминога, которые были открыты теми же исследователями в ходе предыдущего исследования.

Иллюстрация противоракового эффекта различных экстрактов чернил осьминога

Соединение с двойным действием

Извлеченный из чернил обыкновенного осьминога (Octopus vulgaris), метаболит был искусственно воссоздан в лаборатории для тестирования на опухолевых клетках человека. Эффект был оценен на образцах биопсии рака груди, шейки матки, простаты и легких.

Соединение замедляло пролиферацию раковых клеток и вызывало апоптоз в значительной их части. Эта антипролиферативная способность достигала 50% в клетках легких. Удивительно, но OPC не влиял на здоровые клетки, непосредственно прилегающие к больным клеткам. Более того, присутствие этого соединения приводило к снижению секреции провоспалительных белков, что сохраняло здоровые клетки.

Иллюстрация двойного эффекта озопромида

Эти результаты позволяют предположить, что метаболит действует специфически на молекулярные процессы, которые позволяют опухолевым клеткам нарушать нормальный клеточный метаболизм и размножаться практически бесконечно. Еще одним преимуществом является то, что чернила головоногих моллюсков обладают высокой биосовместимостью и поэтому потенциально могут представлять собой перспективные альтернативы в сочетании с существующими стратегиями.

Однако, прежде чем можно будет говорить о клиническом применении, потребуются дальнейшие исследования. Кроме того, производство искусственных наночастиц является очень дорогостоящим, а прямое использование животных может вызвать этические вопросы. Тем не менее результаты этого исследования могут помочь повысить ценность рыбных продуктов, а также повысить осведомленность об устойчивом потреблении и сокращении отходов.