АнтропологияНовости

Исследования показывают, что ранние неандертальцы могли впадать в спячку зимой

Анализ костей, найденных на одном из важнейших в мире ископаемых объектов, позволяет предположить, что наши древние родственники-гоминиды могли на несколько месяцев впадать в спячку зимой.

Сьерра-де-Атапуэрка, так называемая костная яма, обнаруженная недалеко от Бургоса на севере Испании, представляет собой воронку, содержащую палеолитические отложения, возраст которых составляет 430 000 лет. Это исключительное место, раскопанное с 1984 года, позволило найти несколько тысяч окаменелостей, соответствующих всем областям скелета по крайней мере 28 гоминидов.

Несколько лет назад мы думали, что последний принадлежит к виду Homo heidelbergensis. Анализ, сделанный в 2014 году, наконец позволил отнести эти кости к неандертальцу. Точнее, говорят, что эти люди являются близкими потомками общего предка денисовцев и неандертальцев, которые жили в Азии и Европе соответственно около 400000 лет, до появления современных людей около 50 000 лет назад.

При этом анализ новых костей раскрывает тревожную историю. Антропологи Хуан-Луис Арсуага и Антонис Барциокас из Университета Демокрита во Фракии в Греции говорят, что в свое время эти гоминиды, могли входить в состояние спячки, как медведи, чтобы перезимовать зиму.

Когда медведь просыпается от длительного оцепенения (вид энергосберегающего состояния сна, часто используемый в качестве синонима спячки), его кости и мышцы относительно такие же, как и раньше. У этих млекопитающих развиваются специализированные метаболические процессы, защищающие их от продолжительного сна. Тем не менее машина иногда заклинивает, если животные не сохраняют достаточно жира до зимы. В этом случае животные, находящиеся в спячке, могут страдать, например, от рахита, гиперпаратиреоза или фиброзного остита. И эти условия оставляют следы на костях.

Исследователи в этом новом исследовании говорят нам, что те же самые повреждения были выделены на некоторых костях. Они также отмечают, что некоторые окаменелости имеют черты, позволяющие предположить, что их рост прерывался на несколько месяцев каждого года. Смогли ли эти гоминиды действительно впасть в спячку как медведи?

Хуан-Луис Арсуага и Антонис Барциокас признают: это понятие "может выглядеть как научная фантастика". Тем не менее они отмечают, что многие другие млекопитающие, включая приматов, таких как мадагаскарские лемуры, впадают в спячку. "Это предполагает, что генетическая основа и физиология такого гипометаболизма могут сохраняться у многих видов млекопитающих, включая человека", - пишут они.

Авторы также исследуют контраргумент: инуитов и саамов, которые живут в одинаково суровых и холодных условиях, но не впадают в спячку. Основываясь на этом анализе, исследователи отмечают, что жирная рыба и олений жир сегодня дают этим людям достаточно пищи, чтобы пережить зиму. В отличие от этого, полмиллиона лет назад на месте Сьерра-де-Атапуэрка не было достаточно жирной пищи для местных жителей.

Поэтому, по их мнению, стратегия спячки была бы единственным возможным вариантом в этой среде в зимний период.

Прежде чем мы сможем сказать, что наши бывшие двоюродные братья действительно впали в спячку, мы должны помнить, что это исследование является предварительным. "Это очень интересный момент, и он, безусловно, вызовет споры", - сказал судебно-медицинский антрополог Патрик Рэндольф-Куинни из Университета Нортумбрии в Ньюкасле. "Однако есть и другие объяснения различий в костях. И это необходимо полностью решить, прежде чем мы сможем прийти к каким-либо реалистичным выводам".

Подробности этой работы опубликованы в L'Anthropologie.