АстрофизикаНовости

Исследование сообщает о странной солнечной буре 9200 лет назад

Исследователи недавно обнаружили в полярных льдах свидетельства неизвестной и очень интенсивной солнечной бури. Удивительно, но это произошло около 9200 лет назад, когда наша звезда переживала глубокий минимум активности. Работа проводилась под руководством Лундского университета (Швеция), а результаты были опубликованы 11 января в журнале Nature Communications.

Солнечные вспышки и выбросы корональной массы связаны с выбросом частиц очень высокой энергии в межпланетное пространство. Большинство этих частиц представляют собой потоки протонов, интенсивность которых коррелирует с интенсивностью рассматриваемых солнечных возмущений.

Опасности солнечной бури в век технологий и современности

При определенных условиях эти всплески энергичных частиц могут достичь Земли и даже парализовать системы связи и энергосистемы. Они также оказывают пагубное влияние на спутники и деятельность воздушного транспорта. Не говоря уже об опасностях, связанных с прямым воздействием, как, например, для космонавтов, солнечные бури действительно представляют серьезный риск для наших современных, особенно уязвимых обществ.

По этим причинам важно понять механизмы и контекст, способствующие их развитию. В настоящее время считается, что эти события, скорее всего, произойдут во время солнечного максимума, когда геомагнитная активность нашей звезды достигает максимума. Однако последние работы ставят под сомнение эту парадигму, особенно в отношении наиболее интенсивных и, к сожалению, наиболее угрожающих солнечных бурь.

Концентрация бериллия-10 (10Be), хлора-36 (36Cl) или углерода-14 (14C) в ледяных кернах из Гренландии (NGRIP, GRIP и EGRIP) или Антарктиды (EDML) около 9000 лет назад.

Между ожиданием и подготовкой — недооцененный риск?

Измерения, проведенные исследователями на ледяных кернах из Гренландии и Антарктиды, показали, что около 9200 лет назад произошла чрезвычайно мощная и ранее неизвестная солнечная буря. Этот шторм произошел в то время, когда наша звезда переживала глубокий минимум активности. Поэтому авторы утверждают, что если бы подобное событие произошло сегодня, то помимо того, что оно застало бы нас врасплох, случившись в неожиданное время, оно имело бы серьезные последствия.

Чтобы прийти к таким выводам, ученые проанализировали содержание бериллия-10 и хлора-36 в ядрах - двух космогенных изотопов, которые сохранились во льду и колебания которых следуют за колебаниями космического излучения. Разумеется, полученные исследователями результаты потребуют дальнейшей работы, чтобы понять механизмы, вовлеченные в эти бури, происходящие в условиях звездного спокойствия, и способы защиты от них.