Биология

Исследование показывает, что змеиный яд развился как средство нападения, а не защиты

Когда речь заходит о взаимодействии человека с ядовитыми змеями, мы склонны думать об этом яде как о чем-то, что было "разработано" главным образом для защиты. Новое исследование, однако, предполагает, что он эволюционировал в первую очередь как средство убийства добычи.

Исследование проводилось учеными из Уэльского университета Бангор, работавшими с коллегами из близлежащего университета Суонси.

Под руководством доктора Вольфганга Вюстера из Бангора студент-зоолог Гарри Уорд-Смит начал сбор почти 400 онлайн-опросов от владельцев рептилий, герпетологов, полевых рабочих и других людей, которые работают со змеями или рядом с ними. Из примерно 600 описанных случаев укуса змеи только небольшое количество, как сообщается, вызвало немедленную, сильную боль.

Этот вывод свидетельствует о том, что яд не развивался в первую очередь как сдерживающий фактор. В конце концов, если животное, нападающее на змею, не испытывало какого-либо дискомфорта значительно позже, они, вероятно, не прекратили бы атаку и не связали бы боль со змеей. Вот почему укусы пчел являются таким эффективным сдерживающим фактором - они сразу причиняют боль.

"Несмотря на то, что мы могли ожидать, что защита вашей жизни будет важнее, чем кормление, оказывается, что естественный выбор рациона питания действительно является основным двигателем эволюции яда у змей", - говорит Вюстер.

Вместе с тем было отмечено, что некоторые исключения из правила об отсроченной реакции заслуживают дальнейшего изучения. Например, яд, который выплевывают некоторые кобры, действует мгновенно.

Статья об исследовании была недавно опубликована в журнале Toxins.

Источник: Университет Суонси