Антропология

Исследование показало, что неандертальцы охотились на опасных пещерных львов

Археологи выяснили, что неандертальцы были искусными охотниками и даже охотились на опасных евразийских пещерных львов, чтобы полакомиться ими и, возможно, использовать их шкуры в качестве трофеев. До сих пор считалось, что культурное значение этого крупного хищника появилось только со времен Homo sapiens. Однако следы снятия шкур, обнаруженные на останках животных, живших в период от 48 до 190 тыс. лет назад, позволяют предположить, что эта связь гораздо древнее, чем считалось ранее.

Взаимодействие с крупными хищниками определяло эволюционный путь и поведение гоминид с момента их появления. Палеоархеологические данные свидетельствуют о том, что эти животные оказывали влияние на культурное поведение человека, начиная с палеолита, в частности, через использование частей их тела (в качестве украшений, трофеев или для религиозных ритуалов) и их художественное изображение.

Из всех крупных хищников, с которыми мы сталкивались в ходе нашей эволюции, лев имеет ключевое культурное значение. По сей день он остается символом власти, харизмы и могущества. До своего исчезновения в конце плейстоцена евразийский пещерный лев (Panthera spelaea) был самым крупным хищником континента. Он играл важную экологическую роль, являясь основным хищником крупных травоядных, таких как мамонт и бизон. Его название связано с наличием костей (часто встречающихся) в пещерах.

Имеются многочисленные свидетельства того, что кошка имела большое культурное значение для Homo sapiens, живших в Евразии в эпоху верхнего палеолита. Например, она изображена на древних наскальных рисунках, датируемых примерно 34 тыс. лет, в пещере Шове (юго-восток Франции). Среди других изображений — скульптуры из слоновой кости, в том числе знаменитый германский человеклев (возраст 40 тыс. лет), и статуэтки, найденные в отложениях Швабской юры (Германия).

Несмотря на данные, свидетельствующие о важности пещерного льва для нашей культурной эволюции, неясно, как более древние таксоны, составляющие нашу родословную, взаимодействовали с этим хищником. До сих пор считалось, что культурное восприятие большой кошки началось только с появлением Homo sapiens. Однако предыдущие исследования показали, что неандертальцы были искусными охотниками, способными нападать на медвежьих и других крупных хищников. Они эксплуатировали животные ресурсы не только для пропитания, но и в неутилитарных целях.

Однако четких доказательств прямого взаимодействия неандертальцев и пещерных львов мало. На некоторых частях скелета этого животного, найденных во Франции, Германии и Италии и относящихся к концу плейстоцена, были обнаружены следы разделки. Однако ничто не указывало на то, что они использовались не только в пищу. Новое исследование, проведенное под руководством Университета Рединга (Германия), дает новые доказательства в этом направлении и позволяет предположить, что большая кошка играла важную роль в культуре неандертальцев. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Очевидные следы разделывания

В рамках нового исследования ученые провели раскопки на стоянке Зигсдорф (Германия) и извлекли из иловых отложений останки пещерного льва возрастом около 48 тыс. лет. Тафономический анализ (механизм окаменения) скелета показал, что это был самец среднего размера довольно преклонного возраста, судя по степени износа зубов и реконструкции костей. Эксперты выделили три типа модификации поверхности: повреждения, вызванные вытаптыванием, погрызами других хищников и антропогенными изменениями. Последние были разделены на две категории: повреждения, вызванные охотой, и следы разделывания.

Анализируя антропогенные повреждения, исследователи отметили, что они явно отличаются от следов, оставленных возможными укусами (другими хищниками), и более тесно связаны с использованием охотничьего оружия. По мнению Аннемике Милкс, археолога из Университета Рединга и соавтора исследования, "лев, вероятно, был убит копьем, которое вонзили ему в брюшную полость, когда он уже лежал на земле".

Одна из отметин представляет собой частичную пробоину, достаточно глубокую, чтобы достичь плоти и не разрушить кость. Характеристики модификации поверхности указывают на то, что она была сделана, когда ткани были еще свежими. И, учитывая, что процесс заживления не начался, удар, вероятно, был посмертным. Кроме того, морфология отверстия не соответствует морфологии отверстий, оставляемых другими хищниками, которые обычно оставляют следы с обеих сторон укушенной кости. В целом эти данные согласуются с процессом охоты и последующего разделывания.

Сложная техника сохранения кожи

Вторая часть исследования касается образцов, собранных в пещерах Айнхорнхоле (Германия), залегающих в минеральных толщах возрастом около 190 тыс. лет. Анализируемые образцы принадлежали взрослым самцам. По мнению исследователей, следы на костях свидетельствуют о том, что они были сделаны каменными орудиями. Туши были принесены в пещеры, пока на них еще сохранялась шерсть. Следы разреза на дистальных фалангах указывают на то, что мех был целенаправленно отделен в ходе довольно сложного процесса.

Эти данные свидетельствуют о том, что неандертальцы использовали сложную технику разделки животных, чтобы сохранить шкуру и эстетические характеристики, такие как когти. Это означает, что животное имело особое значение в их культуре. По мнению Томаса Тербергера, сотрудника Геттингенского университета и автора исследования, "интерес людей к завоеванию уважения и власти с помощью трофея льва коренится в поведении неандертальцев вплоть до наших дней, и лев и сегодня является мощным символом власти".