Природа

Исследование показало, что мозг коровы сокращается от поколения к поколению

Недавно работа швейцарского университета показала, что объем мозга современных коров на четверть меньше, чем у их предка - зубра. Такое уменьшение объема связано с послушностью коров.

Сравнение современных коров и крупного рогатого скота с их предками

В своем исследовании, опубликованном 9 июня 2021 года в журнале Proceedings of the Royal Society B, ученые из Цюрихского университета (Швейцария) изучали домашних коров. Согласно полученным результатам, их мозг в среднем на 25,6% меньше, чем у зубров. Зубр - это вымерший в XVII веке вид крупного рогатого скота, который является предком современных пород крупного рогатого скота. Ученые просканировали черепа тринадцати зубров из различных европейских музеев. Затем они сравнили их с показателями 317 домашних коров и быков 71 различной породы. Чтобы не получить необъективные результаты, исследователи оценили размер каждого из зубров. Ведь более крупное животное имеет пропорционально больший мозг. Затем они рассчитали соотношение между размером мозга и размером самой коровы.

Ученые обнаружили значительные различия между современными коровами и диким зубром. Некоторые различия были также между разными породами коров. Считается, что эти различия связаны с тем, как люди используют разные породы. Исследователи разделили коров на пять категорий: мясной скот, молочные коровы, скот для корриды (и родео), парковый скот (животные для отдыха) и дикий скот.

Очень разные результаты в зависимости от вида

Уменьшение объема мозга нынешнего крупного рогатого скота на 25,6% по сравнению с таковым у зубров является средним показателем. Действительно, различные категории крупного рогатого скота показывают очень разные результаты. Оказалось, что наименьшее уменьшение объема происходит у быков для корриды (15,3), которых отбирают за их агрессивность. Крупный рогатый скот, который имеет относительно небольшой контакт с людьми, также имеет приемлемый уровень снижения (18,2%). С другой стороны, у молочных и мясных коров, которые ежедневно контактируют с людьми, наблюдается уменьшение объема мозга на 30,6% и 24,9% соответственно.

По мнению ученых, эти различия можно объяснить генетическим отбором. На протяжении многих веков люди отбирали такую черту как покорность. Дело в том, что часть мозга, наиболее пострадавшая от уменьшения объема, — это не что иное, как лимбическая система, которая играет важную роль в страхе и агрессии. Однако послушное животное легче вырастить, а качество продукции (мясо, молоко) лучше из-за меньшего стресса.

Наконец, следует отметить, что рассматриваемое исследование на самом деле не дает никакого представления об интеллекте коров. Фактически, все сводится к количеству связей между нейронами. В прошлом исследования показали, что эти животные были способны сохранять информацию в течение длительного периода времени, обучаться сложным задачам, распознавать людей между собой и строить социальные отношения.