История

Исследование показало, что греческие и римские статуи не только расписывались, украшались текстилем и драгоценностями, но и благоухали

Недавнее исследование, опубликованное в Oxford Journal of Archaeology, раскрыло малоизученный аспект античного искусства: использование духов и ароматических веществ в греко-римских скульптурах. Это исследование, проведенное под руководством археолога Сесили Бронс, предлагает новый способ понимания классического искусства, бросая вызов традиционному восприятию скульптуры как чисто визуальной формы искусства.

Греко-римское искусство на протяжении веков изучалось через призму его внешнего вида. Однако в исследовании Бронса подчеркивается, что эти скульптуры не только полихромировались и украшались текстилем и драгоценностями, но и пропитывались ароматами.

Эта практика, зафиксированная в литературных и эпиграфических текстах, позволяет предположить, что сенсорный опыт древних зрителей был гораздо богаче, чем считалось ранее.

Исследование основано на ряде классических текстов, описывающих, как благоухали статуи богов и выдающихся личностей. Например, римский оратор Цицерон упоминает об обычае помазывать духами статую Артемиды в Сегесте. Аналогичным образом поэт Каллимах описывает в эпиграмме, что статуя Береники II, царицы Египта, была пропитана духами.

Духи использовались не только для украшения скульптур, но и выполняли ритуальную функцию. В Древней Греции и Риме богов чествовали экзотическими ароматами и ароматическими маслами. В святилище на Делосе эпиграфические надписи подробно описывают стоимость и состав благовоний, использовавшихся для космезиса (украшения) статуй Артемиды и Геры. Среди них были оливковое масло, пчелиный воск, натрон (карбонат натрия) и розовые духи.

Одним из самых интересных результатов исследования является связь между парфюмерными мастерскими, обнаруженными на Делосе, и практикой нанесения духов на статуи. Были найдены объекты, свидетельствующие о местном производстве ароматов, что подтверждает, что духи, использовавшиеся в ритуалах, могли быть изготовлены на том же острове.

Для нанесения парфюмерии на скульптуры использовались особые техники, такие как ганозис — нанесение воска и масел для сохранения и улучшения поверхности статуй. Витрувий и Плиний Старший упоминают в своих трудах об использовании понтийского воска и специальных масел для предотвращения обесцвечивания скульптур и придания им особого блеска.

С другой стороны, космезис включал в себя использование текстиля, украшений и ароматов для статуй — практика, которая усиливала идею о том, что к этим божественным изображениям относились как к живым существам. В связи с этим Павсаний рассказывает, что статую Зевса в Олимпии смазывали оливковым маслом, чтобы защитить ее слоновую кость от влажного климата.

Хотя время стерло большинство ароматов, применявшихся в античности, некоторые следы сохранились. В качестве примера можно привести портрет королевы Береники II, скульптуру Птолемеев III века до н. э., на поверхности которой были обнаружены следы пчелиного воска, что свидетельствует о том, что она могла быть подвергнута парфюмерной обработке.

Другой пример — использование цветов и гирлянд для украшения статуй, добавляющих временное, но значительное обонятельное воздействие. Такие фестивали, как Флоралия в Риме, включали украшение скульптур гирляндами роз и фиалок, наполняя окружающее пространство праздничным ароматом.

Это кардинально меняет наше представление о греко-римской скульптуре. Традиционно статуи изучаются с формалистической точки зрения, с упором на технику и визуальную композицию. Однако тот факт, что эти скульптуры были созданы еще и для того, чтобы их можно было понюхать, говорит о том, что классическое искусство обращалось к более богатому и сложному мультисенсорному опыту.

Использование духов и ароматов в античном искусстве было не просто декоративным; это была часть символического и религиозного языка, который наделял скульптуры более осязаемым присутствием. Это сенсорное измерение может объяснить, почему некоторые религиозные изображения были столь почитаемы и почему их сохранение и украшение считались актами преданности.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button