Здоровье и медицинаНовости

Исследование подтверждает, что диабет 1 типа может быть вызван вирусной инфекцией

Более 50 лет ученые подозревали, что энтеровирусная инфекция может вызвать диабет первого типа. Эта гипотеза была подтверждена результатами систематического обзора по данному вопросу, опубликованного в 2011 году и основанного на современных методах анализа. Используя еще более совершенные методы, та же исследовательская группа провела новое исследование, представленное на ежегодной встрече Европейской ассоциации по изучению диабета. Это подтверждает связь между энтеровирусной инфекцией и диабетом 1 типа.

Считается, что диабет 1 типа (СД1) возникает в результате сложного взаимодействия между генетической предрасположенностью, иммунной системой и факторами окружающей среды. В последние десятилетия во всем мире наблюдается быстрый рост заболеваемости детским сахарным диабетом 1-го типа, особенно у детей в возрасте до 5 лет. Эпидемиологические исследования показали, что заболевание имеет сезонный характер, с увеличением заболеваемости после каждой эпидемии энтеровируса. Поэтому связь между ними практически неоспорима, хотя и долгое время вызывала споры.

Энтеровирусы являются распространенными вирусами, ответственными за многие заболевания человека (полиомиелит, синдром "рука-нога-рот", ангина, респираторные заболевания, менингит, болезни сердца, диарея и др.). В 2011 году исследователи провели систематический обзор контролируемых исследований (24 статьи и два реферата, в которых приняли участие почти 4450 человек), в которых использовались молекулярные вирусологические методы для изучения связи между энтеровирусами и СД1. В то время они пришли к выводу, что между ними действительно существует "клинически значимая связь". Недавно они обновили свое исследование, включив в него больше данных.

Вакцины для снижения заболеваемости диабетом

У людей с СД1 иммунная система атакует и уничтожает бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, что препятствует выработке организмом достаточного количества гормона для надлежащего регулирования уровня сахара в крови. Со временем высокий уровень сахара в крови может повредить сердце, глаза, ноги и почки и сократить продолжительность жизни. Высокий уровень сахара в крови также может привести к диабетическому кетоацидозу — чрезмерной кислотности крови, вызванной накоплением кетоновых тел, токсичных для организма. Диабетический кетоацидоз требует неотложной медицинской помощи.

На протяжении десятилетий ученые пытались определить, что заставляет иммунную систему начать атаку. Существует множество доказательств, указывающих на вирусную инфекцию и, в частности, энтеровирусную инфекцию. Некоторые команды разрабатывают вакцины для предотвращения этих инфекций с целью снижения заболеваемости диабетом - например, кандидат в вакцины против вируса Коксаки B в настоящее время проходит клинические испытания. Уверенное подтверждение роли энтеровирусов в развитии СД1 поддержало бы это исследование.

Поэтому Соня Айзекс из кафедры педиатрии и детского здоровья Университета Нового Южного Уэльса и ее коллеги провели новый систематический обзор и метаанализ существующих исследований по этому вопросу. Этот метаанализ включал данные примерно 12 000 участников (в возрасте 0–87 лет) из 60 контролируемых обсервационных исследований, взятых из баз данных PubMed и Embase. Это самый обширный метаанализ, проведенный по этому вопросу.

Почти у половины участников (5981) был СД1 или так называемый островковый аутоиммунитет (имеются в виду островки Лангерганса, которые содержат эндокринные клетки поджелудочной железы) — состояние, которое обычно прогрессирует до СД1. Текущую или недавнюю вирусную инфекцию можно было обнаружить по наличию РНК или белка энтеровируса в образцах крови, стула или тканей.

В восемь раз выше риск заражения при диабете

Исследователи заметили, что люди с аутоиммунитетом островков Лангерганса в два раза чаще давали положительный результат на энтеровирусы, чем здоровые участники. Кроме того, люди с СД1 в восемь раз чаще имели следы энтеровирусной инфекции. Но, прежде всего, этот метаанализ подчеркнул тот факт, что у людей с диабетом в 16 раз чаще, чем у других, проявлялись признаки энтеровирусной инфекции в течение месяца после постановки диагноза диабета.

Таким образом, существует четкая связь между энтеровирусной инфекцией и аутоиммунитетом островков или СД1. Еще предстоит выяснить, как этот тип вирусной инфекции может повысить риск развития диабета. Одно из объяснений может лежать в генах: "Наше исследование показало, что у людей с СД1, которые имели как генетический риск, так и родственников первой степени родства с СД1, вероятность заражения энтеровирусной инфекцией была в 29 раз выше", — говорит Соня Айзекс в своем заявлении.

Ученый считает, что количество, время, продолжительность и даже местонахождение энтеровирусных инфекций также может иметь значение. Некоторые энтеровирусы поражают пищеварительный тракт (и вызывают, в частности, желудочный грипп); эти вирусы могут попасть в поджелудочную железу через иммунные клетки, где они могут привести к стойкой инфекции и воспалению, вызывающему аутоиммунный ответ. Но могут играть роль и другие факторы (диета, дисбаланс в микробиоме, воздействие химических веществ внутриутробно или в раннем детстве и т.д.). Поэтому для полного понимания задействованных механизмов необходимы дальнейшие исследования.

Если энтеровирусная инфекция действительно играет ключевую роль в возникновении заболевания у лиц, предрасположенных к СД1, профилактика этих инфекций может привести к значительному снижению числа новых случаев заболевания.