Новости

Исследование НАСА с близнецами показывает, как космос меняет организм человека

Американский астронавт Скотт Келли претерпел ряд биологических изменений за время своего почти годичного пребывания в космосе, но после возвращения на Землю все нормализовалось за некоторыми исключениями. Это показывает результаты беспрецедентного сравнительного исследования НАСА с близнецами Скоттом и Марком Келли, которое проливает свет на то, как космические полеты могут влиять на организм человека, сообщают мировые информационные агентства.

В исследовании, окончательные результаты которого опубликованы в журнале Science, ученые внимательно изучили Скотта Келли, который провел 340 дней на Международной космической станции (МКС) и его брат-близнец Марк Келли на Земле. В настоящее время эти двое являются бывшими астронавтами НАСА.

Во время его пребывания в ГТК в Скотте Келли наблюдались изменения в сонной артерии, сетчатке, кишечных микробах и экспрессии генов, потеря веса, последующее когнитивное нарушение, повреждение ДНК, расширение теломелера - защитные конечные точки хромосом, которые постепенно сокращаются с возрастом.

Исследование поможет ученым лучше понять изменения, которые космонавты испытывают во время длительного космического полета. Это важно для НАСА для подготовки человеческих экспедиций на Луну и Марс.

Ученые отмечают, что большинство, но не все, генные изменения, произошедшие во время пребывания Скотта Келли в космосе, нормализовались через шесть месяцев после его возвращения на Землю. Тем не менее небольшой процент генов, связанных с иммунной системой и восстановлением ДНК, не восстановили свое обычное состояние - признак потенциального необратимого повреждения на генетическом уровне.

Исследователи выделяют пять возможных причин генетических изменений, включая космическое излучение и невесомость.

Исследование также показывает, что иммунная система Скотта Келли нормально функционирует в космосе. Его орбитальная вакцина против гриппа работала так же, как на Земле. НАСА устанавливает сильную иммунную систему в качестве ключа для защиты астронавтов от болезнетворных микробов в космосе во время длительных миссий.

Доктор Эндрю Фейнберг, один из руководителей исследования, отмечает, что публикация его результатов в журнале Science совпадает с 58-й годовщиной первого полета человека в космос - советского космонавта Юрия Гагарина в 1961 году, и годовщиной первого запуска космического челнока в 1981 году. Файнберг описал исследование как «рассвет человеческой геномики в космосе».

Что дальше?

Расследование пары близнецов не может доказать риски космических полетов, предупреждают ученые. Более длительные полеты на Луну и Марс будут, соответственно, связаны с большей экспозицией и радиационным облучением. Используя исследование «Твин Келли» в качестве «дорожной карты», НАСА планирует отслеживать больше астронавтов во время однолетних полетов в космос.