АрхеологияИстория

Исследование наконец объясняет, почему викинги бежали из Гренландии

В новом исследовании ученые из Гарвардского университета (США) раскрыли одну из реальных причин, по которой викинги покинули Гренландию. В то время увеличение размеров ледниковой шапки вызвало значительное повышение уровня моря.

Подъем составил около 3,3 м

Согласно археологическим исследованиям, викинги занимали Гренландию с 985 года нашей эры до середины 15 века. Однако причины, по которым они покинули свою родину, остаются неясными. Ученые выдвинули несколько гипотез для объяснения этого, например, сильные засухи или низкие температуры. Однако исследование, опубликованное в журнале PNAS 17 апреля 2023 года, предполагает, что одной из причин этого ухода является повышение уровня моря примерно на 3,3 м вокруг Гренландии. Этот подъем произошел между 1000 и 1450 годами нашей эры.

После удивительно теплого периода в I веке нашей эры в Северной Атлантике в течение нескольких сотен лет наблюдались гораздо более низкие температуры. Этот период получил название "Малый ледниковый период" и длится примерно с начала 14-го века до конца 19-го века. Малый ледниковый период начался после мощного извержения вулкана Тамбора (Индонезия) в 1257 году, однако в других источниках упоминаются другие мощные извержения в VI веке.

Более 200 км² суши ушло под воду

Геофизическое моделирование, проведенное американскими исследователями, показало, что из-за подъема воды береговая линия Гренландии отступила на несколько сотен метров. Точнее, под воду ушло 204 км² суши, что неизбежно привело к затоплению многих домов и окончательному отказу викингов от них. Этот вывод актуален, поскольку 75% стоянок викингов были расположены в пределах тысячи метров от затопленной территории.

"У викингов не было выбора. Они не могли остановить Малый ледниковый период. Сегодня мы можем приложить усилия для смягчения последствий изменения климата. Викинги были заперты в нем", — сказал Джерри Митровица, один из участников исследования, в статье в The Harvard Gazette.

По мнению археологов, влияние поднятия уровня моря можно также увидеть в изменении рациона питания викингов. Постепенно они меняли свой рацион с собственной сельскохозяйственной продукции на более морские продукты, конечно же, после затопления и/или насыщения солью их полей. Это показывает, что викинги изначально пытались приспособиться к повышению уровня моря.