Испытания гиперзвуковой ракеты в Китае сопровождались необычным атмосферным явлением

Китай провел испытания ракетной техники, которые, судя по выбранному времени и траектории, были нацелены не на сохранение секретности, а на демонстрацию. Запуск крупного твердотопливного ускорителя состоялся 29 сентября примерно в 18:00 по местному времени в северном Китае. Траектория полета была рассчитана таким образом, чтобы сделать ракету максимально видимой для наблюдателей в нескольких провинциях.
При запуске образовался яркий серебристо-белый шлейф, который на высоте около 70-110 километров под лучами солнца превратился в красочные светящиеся облака. Форма шлейфа, его высокий вертикальный подъем, а также видимые яркие «узлы» и спиралевидные ответвления указывают на использование многоступенчатой твердотопливной ракеты с системой управления, работавшей после завершения начального разгона. Это соответствует профилю баллистической ракеты средней или межконтинентальной дальности.
Некоторые источники в Китае охарактеризовали испытания как запуск ракеты с гиперзвуковым планирующим боевым блоком и отметили «необычную» траекторию. Однако видеозаписи зафиксировали в основном фазу разгона и события в верхних слоях атмосферы, но не среднюю часть полета. Наблюдаемый полет можно объяснить двумя способами. Во-первых, ракета могла выйти по определенной траектории для развертывания планирующего аппарата, чья фаза полета осталась за пределами видимости. Во-вторых, «необычность» могла быть вызвана особым режимом набора высоты, маневрами системы управления после разгона, короткими включениями двигателей для коррекции ориентации или ветрами на разных высотах, повлиявшими на внешний вид шлейфа. Тонкие завихрения в шлейфе вероятнее объясняются ветрами, а не выполнением ракетой петель.
По поведению шлейфа можно сделать несколько выводов. Яркие, волокнистые облака свидетельствуют об использовании алюминизированного твердого топлива, аналогичного применяемому в семействах ракет DF-21, DF-26 и DF-31. «Изломы» шлейфа указывают как минимум на два разделения ступеней, а другая тонкая нить предполагает импульсные включения двигателей малой тяги перед отделением полезной нагрузки. Характер рассеивания шлейфа и его продолжительное свечение говорят о очень высокой высоте полета — более 100 километров, что типично для испытаний ракет средней и межконтинентальной дальности.
Данные испытания схожи с ночным запуском 1 марта, который также породил яркие атмосферные эффекты. Это указывает на то, что речь идет не о первом подобном тесте, а о части продолжающейся программы по проверке ключевых механизмов, надежности разделения ступеней и управления в условиях, заметных для публики. Своевременность запуска согласуется с недавними демонстрациями новых баллистических и гиперзвуковых систем и официально признанными испытаниями ракет большой дальности, что подчеркивает прогресс Китая в нескольких областях.
В целом, наиболее вероятно, что испытанное изделие представляет собой крупную твердотопливную баллистическую ракету средней или межконтинентальной дальности, запущенную таким образом, чтобы быть заметной. Испытание подтвердило эффективность многоступенчатого разгона и управления на большой высоте. Оснащение ракеты гиперзвуковым планирующим блоком возможно, но подтвердить это лишь на основе визуального наблюдения за фазой разгона нельзя; ключевые доказательства лежат за пределами публично доступной информации.