Археология

Исключительное открытие большого круга колодцев возле Стоунхенджа

Возле Стоунхенджа только что был обнаружен круг глубоких колодцев. По мнению археологов, это будет самое большое доисторическое сооружение, когда-либо найденное в Британии.

Беспрецедентное открытие

Около 4500 лет назад люди, стоящие за Стоунхенджем, также вырыли ряд глубоких колодцев, образовавших круг диаметром два километра. Хотя регион представляет собой один из наиболее изученных археологических ландшафтов в мире, к удивлению исследователей, эта гигантская структура до сих пор осталась незамеченной.

"Это беспрецедентное открытие, имеющее большое значение в Великобритании, - сказал археолог Винсент Гаффни, который руководил раскопками. Ключевые исследователи Стоунхенджа и его ландшафта были удивлены масштабом сооружения и тем, что оно до сих пор не было найдено так близко к Стоунхенджу".

Глубина каждого колодца составляет более 5 метров, а диаметр - около 10 метров. Археологи идентифицировали около 20, но их может быть больше.

"Я не могу переоценить усилия, которые потребовались бы для рытья таких больших колодцев с помощью инструментов из камня, дерева и кости", - подчеркивает исследователь. Кстати, он напоминает, что эти же народы уже построили Стоунхендж, перетаскивая камни из Юго-Западного Уэльса, примерно в 250 км.

Он также добавляет, что около 40% круга в настоящее время недоступны для изучения в связи с более современными разработками.

Запоздалое открытие благодаря технологии

На протяжении тысячелетий ямы засорялись, что свидетельствует о том, что сегодня исследователи считают простыми природными карстовыми воронками. Современные приборы (радиолокаторы и магнитометрия) наконец-то представили их как "геофизические аномалии", подтолкнув археологов к более тщательному их изучению.

"Мы начинаем видеть то , что мы никогда не могли видеть со стандартной археологией, - указывает исследователь. Вещи, которые мы даже не могли себе представить".

Расположение разных ям. Предоставлено: Университет Сент-Эндрюс

В то время как Стоунхендж располагался относительно солнцестояний, Винсент Гаффни предполагает, что эта недавно обнаруженная круглая структура, расположенная примерно в 3 км к северо-востоку от Стоунхенджа, около Эймсбери, также может иметь космологическое значение.

Кроме того, круг, возможно, был спроектирован и вырезан для того, чтобы направить людей в священное место - Даррингтонские стены, считающиеся одним из крупнейших памятников Хенджа в Британии. Как видно выше, объект точно расположен в его центре.

Наконец, строительство такого большого круга и внимание к расположению каждой ямы также говорит о том, что первые жители Англии разработали способ подсчета. Сотни шагов действительно необходимы, чтобы соединить центр с границей круга. Открытие, которое, таким образом, намекает на гораздо более сложное общество, чем предполагалось.