Палеонтология

Исключительная находка: найден динозавр сидящим на гнезде из яиц

Международная команда палеонтологов объявила о необыкновенном открытии в Китае динозавра, высиживающего яйца. Некоторые до сих пор содержат внутри эмбриональные останки.

Недалеко от города Ганьчжоу, в китайской провинции Цзянси, группа палеонтологов обнаружила ископаемые останки предположительно взрослого овирапторозавра (группы птицеподобных динозавров), умершего около 70 миллионов лет назад.

Интересно, что образец был найден в высиживающемся состоянии на гнезде, содержащем двадцать четыре окаменелых яйца. Из них, по крайней мере, семь сохранили частичные скелеты своих эмбрионов. Поздняя стадия их развития и близость к взрослой особи позволяют предположить, что последняя высиживала свое гнездо, как и ее современные братья-птицы.

"Динозавры, сохранившиеся на своих гнездах, редки, как и ископаемые зародыши. Здесь мы впервые имеем не птичьего динозавра, все еще сидящего на гнезде из яиц с сохраненными эмбрионами внутри. Это просто потрясающе", - сказал доктор Шундонг Би, ведущий автор работы, опубликованной в журнале "Science Bulletin".

"Этот тип открытий - самый редкий из немногих среди динозавров", - добавляет доктор Ламанна. "Хотя некоторые взрослые овирапториды уже были найдены на гнездах яиц, внутри них никогда не было эмбрионов. В новом экземпляре младенцы были почти готовы вылупиться. Этот динозавр был заботливым родителем, который в конце концов отдал свою жизнь, защищая своих детенышей".

Окаменелости возрастом 70 миллионов лет.

Изотопный анализ кислорода также показывает, что эти яйца инкубировались при высоких температурах, как у современных птиц, что еще раз подтверждает идею о гибели особи во время насиживания своего гнезда.

Кроме того, хотя все зародыши хорошо развиты, некоторые из них выглядят более зрелыми, чем другие. По мнению авторов, яйца овирапторид из одной кладки, вероятно, могли вылупиться несвоевременно. Эта характеристика, известная как асинхронное вылупление, по-видимому, развивалась независимо у овирапторид и некоторых современных птиц.

Наконец, исследователи обнаружили гастролиты (или "желудочные камни") во взрослом образце.

Это небольшие камни, которые намеренно проглатывают определенные виды позвоночных. Накапливаясь в желудке, они облегчают пищеварение, обеспечивая измельчения пищи. Таким образом, открытие этих камней дает новую информацию о питании этих динозавров.