КосмонавтикаНовости

Индия прекращает эксплуатацию своего орбитального аппарата на Марсе

Миссия Mars Orbiter Mission (MOM), осуществляемая Индийской организацией космических исследований (ISRO), завершилась из-за нехватки топлива. Орбитальный аппарат провел вокруг Красной планеты восемь лет, что намного дольше, чем планировалось изначально.

Mars Orbiter больше не существует

Запущенный в 2013 году, он стал первой миссией, созданной азиатской страной, которая отправилась на орбиту Красной планеты. Только Соединенные Штаты, Советский Союз и Европейское космическое агентство делали это раньше. С тех пор к этому эксклюзивному клубу присоединились Китай и Объединенные Арабские Эмираты.

В то же время Индия доказала, что марсианский зонд может быть разработан в условиях ограниченного бюджета. Стоимость миссии составила всего около 25 миллионов долларов, по сравнению с несколькими сотнями для более обычных миссий.

Марсианский орбитальный аппарат, также известный как Мангальян, должен был находиться на орбите вокруг Марса всего шесть-десять месяцев. В конце концов, он продержался восемь лет. Наземные станции, управляемые Индийской организацией космических исследований (ISRO), потеряли контакт с зондом несколько дней назад. Согласно последнему анализу, у орбитального аппарата отказали двигатели.

Зонд несет три солнечные панели, способные вырабатывать 800 Вт энергии для зарядки литий-ионной батареи. Однако недавно космический аппарат пережил серию затмений, которые могли повлиять на его способность к подзарядке. Некоторые из этих затмений длились бы несколько часов. Однако аккумулятор спутника рассчитан на продолжительность затмения всего около одного часа и сорока минут.

MOM уже пережил серьезные перебои в подаче электроэнергии в течение первого и второго года своего пребывания на Марсе, в итоге автономно восстановившись. Однако первые признаки указывают на то, что это новое отключение является постоянным.

Полнодисковое изображение Марса, полученное с помощью космического аппарата Mars Orbiter.

Некоторые научные достижения

Основной целью миссии было испытание приборов для изучения марсианской поверхности и атмосферы с орбиты. Эти приборы включали цветную камеру, тепловой инфракрасный датчик, ультрафиолетовый спектрометр, используемый для изучения дейтерия и водорода в верхних слоях атмосферы Марса, и масс-спектрометр. Последний был использован для изучения нейтральных частиц во внешних слоях марсианской атмосферы.

Среди научных достижений зонда - регулярное получение цветных изображений всего диска Марса благодаря его эллиптической орбите (на фото выше). Большинство других орбитальных аппаратов проводят свое время относительно близко к поверхности. Миссия также предоставила ценные данные о разреженной марсианской атмосфере и наблюдала несколько пылевых бурь.