АнтропологияНовости

Homo Sapiens: наш вид появился более 230 000 лет назад

Возраст самых древних окаменелостей, известных как представители нашего вида, Homo sapiens, в Восточной Африке всегда был предметом споров. В новом исследовании, основанном на анализе массивного вулканического извержения в Эфиопии, ученые смогли уточнить датировку этих костей. Согласно этой работе, они гораздо старше, чем считалось ранее.

Первые современные люди

Трудно проследить, как возник наш собственный вид, потому что ход эволюции человека был очень бурным. Даже сегодня мы не знаем точно, когда и где появился первый Homo sapiens. Однако археологический объект, обнаруженный на юго-западе Эфиопии, в формации Омо Кибиш, может стать одной из наиболее достоверных отправных точек. Именно там в 1960-х годах палеоантрополог Ричард Лики наткнулся на первые образцы окаменелостей с безошибочно современной человеческой анатомией.

В последние десятилетия ученые пытались как можно точнее датировать эти останки (известные как Омо-I), используя химические отпечатки слоев вулканического пепла, найденных над и под отложениями, в которых были найдены окаменелости. Однако эти оценки всегда обсуждались и оспаривались.

Международная команда под руководством Кембриджского университета недавно заново оценила возраст этих останков. Если раньше мы считали, что возраст этих окаменелостей не превышает 200 000 лет, то новое исследование показывает, что они на самом деле старше колоссального извержения вулкана, произошедшего в этом регионе несколько тысяч лет назад.

"Общепринятый возраст окаменелостей Омо-I составляет менее 200 000 лет, но вокруг этой даты было много неопределенности", — говорит доктор Селин Видал с географического факультета Кембриджа. "Окаменелости были найдены в последовательности, под толстым слоем вулканического пепла, который никто не смог датировать с помощью радиометрических методов, потому что пепел слишком мелкозернистый".

Формация Омо Кибиш на юго-западе Эфиопии.

Возраст более 230 000 лет

В рамках этой работы, опубликованной в журнале Nature, исследователи собрали образцы пемзы из вулканических отложений, а затем измельчили их до субмиллиметрового размера.

"Каждое извержение имеет свой отпечаток, свою подповерхностную эволюционную историю, которая определяется путем движения магмы", — продолжает исследователь. "Как только вы раздробите горную породу, вы высвободите минералы внутри, затем вы сможете датировать их и определить химическую сигнатуру вулканического стекла, которое скрепляет минералы".

Поэтому команда провела новый геохимический анализ, чтобы окончательно связать отпечаток толстого слоя вулканического пепла на этом месте с извержением вулкана Шала, которое произошло на расстоянии более 400 километров. Затем исследователи датировали образцы пемзы из вулкана примерно 230 000 лет назад. Поскольку эти окаменелости Homo Sapiens были найдены глубже этого слоя пепла, их возраст должен составлять более 230 000 лет.

Согласно этой новой работе, появление нашего вида могло произойти в конце среднего плейстоцена. С другой стороны, исследователи отмечают, что если это исследование предлагает новый минимальный возраст появления Homo sapiens в Восточной Африке, остается вероятность того, что новые открытия и новые исследования могут отодвинуть возраст нашего вида еще дальше.