АстрономияКосмонавтика

Хаббл празднует 30-летие изучения космического океана

Космический телескоп Хаббл празднует свою 30 - ю годовщину запуска с выпуском потрясающе красочного портрета двух звездообразующих туманностей - коллективно прозванных "космический Риф" - расположенных в соседней галактике, обращающейся вокруг Млечного Пути. Несмотря на бурное начало, которое началось с потенциально осложняющим окончание миссии, телескоп все еще набирает силу и продолжает раскрывать чудеса вселенной в ошеломляющих деталях.

Космический телескоп "Хаббл" был запущен 24 апреля 1990 года на борту космического корабля Discovery. Хаббл был создан с потенциально завершающим миссию недостатком. Его основное зеркало было частично сформировано неправильно откалиброванным инструментом, который создал сферическую аберрацию на поверхности. Это привело к тому, что первые снимки, сделанные очень новым и очень дорогим телескопом, стали размытыми.

К счастью, экипаж космического челнока "Индевор" смог исправить эту проблему и обновить ряд других систем во время изнурительной спасательной миссии. В общей сложности было запущено пять шаттлов для обслуживания, ремонта и модернизации телескопа с огромными затратами, но это определенно стоило того.

Хаббл открыл секреты вселенной, открыв космос, пылающий созданием и разрушением в огромных масштабах. Согласно сообщению Европейского космического агентства, телескоп совершил ошеломляющие 1,4 миллиона наблюдений, что послужило причиной создания 17 000 рецензируемых научных работ.

Недавно выпущенное изображение является прекрасным примером драматических сцен, которые Хаббл запечатлел в ходе своего 30-летнего путешествия по вселенной.

На изображении в видимом свете детализированы две туманности - ярко-синий NGC 2020, который расположен слева от изображения, и более крупный NGC 2014, который доминирует над остальной частью. Эта драматическая сцена развернулась на расстоянии около 163 000 световых лет от Земли в Большом Магеллановом Облаке - спутниковой галактике, которая вращается вокруг Млечного Пути. Яркие голубые звезды, которые украшают изображение, имеют массу, в 10 раз превышающую массу нашего Солнца. Эти левиафаны выбрасывают интенсивные потоки радиации и звездных ветров, которые отталкивают окружающий кокон газа, из которого они образовались.

Из-за своих массивных размеров эти звезды проживут относительно недолго, по крайней мере, в космическом плане - всего несколько миллионов лет по сравнению с 10 миллиардами лет жизни желтых карликов, таких как Солнце. Но за это время они кардинально изменили свое окружение.

Красное облако, состоящее из газа водорода и пыли, доминирующее над изображением, в процессе вытеснения наружу ветрами, исходящими от концентрации энергичных молодых звезд, которые находятся вблизи центра изображения. По мере того, как газ движется дальше в пустоту, он образует пузырьки. На протяжении многих тысяч лет это делало туманность похожей на кусок коралла, отсюда и прозвище NGC 2014 - "Мозговой коралл".

В то время как мозговой Коралл формируется под влиянием нескольких звезд, меньшая, голубая туманность NGC 2020, расположенная слева от изображения, формируется одним огромным звездным телом примерно в 15 раз больше нашего Солнца и в 200 000 раз ярче. Она принадлежит к редкому семейству звездных тел, называемых звездами Волка-Райета. Этому звездному телу осталось всего несколько миллионов лет до того, как оно завершит свою жизнь в драматической сверхновой.

Окружающее облако состоит из кислорода, изгнанного с поверхности звезды, который был нагрет до температуры 11 000 °C, что заставляет его светиться ярким синим цветом.

Хаббл позволил нам заглянуть в далекое прошлое и понаблюдать за великолепными сооружениями, которые населяют нашу часто странную и всегда прекрасную вселенную. В конце концов, Хаббл будет вынужден уйти в отставку, как только он начнет показывать свой возраст, и будут запущены новые ультрасовременные телескопы.

Но это проблема для другого времени. У старого мастера еще остались годы жизни.

Видео ниже предлагает 3D-анимацию космического рифа.