Астрономия

Хаббл обнаружил облако из 37 валунов, выброшенных из астероида Диморф

Астероид Диморфос, хвост из голубой пыли и рой из 37 крупных валунов, выброшенных после столкновения с зондом DART в сентябре 2022 г., наблюдение с помощью космического телескопа Хаббл.

26 сентября 2022 года в ходе первого испытания планетарной защиты зонд НАСА DART на скорости 22500 км/ч врезался в астероид Диморфос, несколько изменив его орбиту вокруг более крупного астероида Дидимос. Космический телескоп "Хаббл", наблюдавший за изменениями Диморфоса, зафиксировал рой валунов, выброшенных из астероида в результате сильного удара.

По данным Хаббла, 37 обнаруженных объектов имеют размеры от 1 до 6,7 м в диаметре. Они удаляются от астероида со скоростью около 1 км/ч. Общая масса этих обнаруженных валунов составляет около 0,1% от общей массы Диморфоса.

Это открытие не только дает ценную информацию о поведении небольшого астероида при попадании в него снаряда, но и является рекордным для "Хаббла". Обнаруженный им обломок относится к числу самых слабых объектов, когда-либо сфотографированных телескопом.

История Диморфоса

Давным-давно Диморфос, возможно, образовался из материала, унесенного в космос более крупным астероидом Дидимос. Например, в результате столкновения с другим объектом или слишком быстрого вращения. Выброшенный в этом гипотетическом случае материал образовал бы кольцо обломков, которые гравитационно объединились бы в Диморфос.

С этой точки зрения Диморфос представлял бы собой разлетающуюся груду скалистых обломков, удерживаемых вместе (слабой) гравитационной силой. Поэтому внутренняя часть, вероятно, не является твердой, а имеет структуру, скорее напоминающую виноградную гроздь - скопление множества различных пород.

Не совсем понятно, как валуны, увиденные "Хабблом", были подняты с поверхности астероида. Они могут быть частью шлейфа выброшенного материала, уже сфотографированного "Хабблом" и другими телескопами. Или же через астероид могла пройти сейсмическая волна, последовавшая за ударом и всколыхнувшая поверхностные обломки.

По оценкам группы, наблюдавшей эти валуны с помощью "Хаббла", удар потряс 2% валунов на поверхности астероида.

Последнее полное изображение поверхности астероида Диморфос, полученное прибором DRACO на борту зонда DART незадолго до столкновения.

Будущие исследования с помощью Hera

Хотя наблюдения "Хаббла" за валунами также позволяют оценить размер ударного кратера DART, определить его реальные размеры предстоит будущей миссии ЕКА Hera.

Планируемый к запуску в 2024 году аппарат Hera проведет детальное исследование астероида Диморфос после столкновения. Благодаря полученным данным и последующему анализу эта миссия превратит крупномасштабный эксперимент в хорошо изученную и повторяемую методику защиты планеты, которая в один прекрасный день может быть использована в реальных условиях.

Дэвид Джуитт из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который руководил этим исследованием с помощью "Хаббла", сказал:

"К моменту прибытия Hera облако валунов еще будет рассеиваться. Это похоже на очень медленно разрастающийся пчелиный рой, который в конце концов разлетится по орбите бинарной пары вокруг Солнца. Если мы будем следить за валунами в ходе дальнейших наблюдений, то, возможно, у нас будет достаточно данных для определения точных траекторий движения валунов. И тогда мы увидим, в каких направлениях они были запущены с поверхности".