Астрономия

Хаббл наблюдал рассеянное скопление NGC 2002

Хаббл наблюдал и сфотографировал рассеянное звездное скопление на расстоянии около 160 000 световых лет от Земли, получившее название NGC 2002. Этот кластер отличается своей нетипичной морфологией, отличной от других кластеров того же типа. Скопления, отличающиеся от нормы, такие как NGC 2002, позволяют исследователям лучше понять распределение звезд в этих конкретных регионах космоса.

Космический телескоп Хаббл сфотографировал NGC 2002, рассеянное звездное скопление, расположенное на расстоянии около 160 000 световых лет от Земли. Скопление расположено в Большом Магеллановом Облаке (БМО), спутниковой галактике нашего Млечного Пути, содержащей множество звездообразующих областей. NGC 2002 имеет диаметр около 30 световых лет и относительно молода: ее возраст оценивается в 18 миллионов лет.

Большое и Малое Магеллановы Облака богаты молодыми звездными скоплениями, что делает их идеальными лабораториями для изучения звездообразования и эволюции. Фактически, эти галактики-спутники являются единственными системами, содержащими звездные скопления на всех стадиях эволюции. Преимуществом является то, что, находясь достаточно близко к Земле, эти скопления могут быть полностью "разрешены", т.е. их отдельные звезды могут быть выделены и изучены.

NGC 2002 имеет нетипичную форму по сравнению с рассеянным скоплением такого типа. Обладая низкой звездной плотностью, скопления этого типа обычно имеют неправильную форму из-за слабого взаимного гравитационного притяжения составляющих их звезд. Исследователи использовали высокое разрешение и чувствительность "Хаббла" для разрешения отдельных звезд и изучения этого небесного объекта. NGC 2002 содержит около 1100 звезд: более массивные из них стремятся к центру, а более легкие удаляются от центра по мере развития скопления. В центре скопления видны пять красных сверхгигантов - массивные, но холодные звезды, в которых плавится гелий после истощения водорода.

Формирование и наблюдение рассеянного скопления

Образование рассеянного скопления начинается с распада части гигантского молекулярного облака. Облако может разрушиться из-за нескольких факторов, которые делают его гравитационно неустойчивым. Например, ударные волны от взрыва близлежащей сверхновой могут вызвать такие события.

В этот момент гравитация концентрирует пыль в особые скопления, называемые глобулами Бока, где происходят процессы звездообразования. Звездный ветер от массивных звезд и радиационное давление начинают отталкивать не свернувшийся газ. Через несколько миллионов лет в новом скоплении начинают взрываться сверхновые, помогая изгнать оставшийся газ. Как правило, менее 10% первоначального газа в облаке разрушается, образуя звезды скопления, а затем выбрасывается.

Астрофотография двойного скопления Персея. Слева NGC 869, справа NGC 884.

Рассеянные скопления - довольно простая категория небесных объектов для наблюдения. С помощью бинокля или небольшого телескопа можно различить множество звезд, из которых они состоят. Некоторые скопления также видны невооруженным глазом без особого труда, например, Плеяды (M45). Это молодое скопление, в котором семь самых ярких звезд можно различить даже из городских центров, страдающих от светового загрязнения.

К другим заметным открытым скоплениям относятся М37, М44 и М29, скопление Гиады, М35 и М39. Или двойное скопление Персея, состоящее из пары очень ярких открытых скоплений, видимых в созвездии Персея. Оба скопления - молодые, их возраст составляет от 3 до 6 миллионов лет. NGC 869 находится на расстоянии 6800 световых лет от Земли, а NGC 869 - на расстоянии 7600 световых лет. При наблюдении в телескоп диаметром более 200 мм скопления выглядят как впечатляющее множество звезд, которые можно отличить друг от друга.