ИсторияНовости

Гуси, возможно, были первыми одомашненными птицами

В Китае группа исследователей обнаружила свидетельства одомашнивания гуся, датируемые примерно 7 000 лет назад. В исследовании группа описывает несколько костей, раскопанных в Тяньлуошане, на востоке страны.

Хотя в мире разводят несколько видов домашней птицы, курица (Gallus gallus domesticus) остается основным одомашненным видом. Хотя о куриных костях сообщалось из некоторых раннеголоценовых стоянок, их происхождение остается спорным, и нет достоверных данных о костях домашних кур старше среднего голоцена.

Однако в новом исследовании группа специалистов сообщает о доказательствах одомашнивания диких гусей в Китае еще 7 000 лет назад на основе радиоуглеродного анализа их костей.

Останки были найдены на археологическом участке Тяньлуошань в нижней части долины реки Янцзы в Китае. В то время на этой территории располагалась колония охотников/собирателей. Эти жители также выращивали рис, чтобы дополнить свои кормовые усилия.

Исследователи раскопали в общей сложности 232 гусиные кости. Несколько признаков указывают на то, что эти птицы были одомашнены. Во-первых, четыре кости принадлежали гусятам в возрасте от восьми до шестнадцати недель. Однако известно, что ни один вид диких гусей в регионе не гнездится. Состав стабильных изотопов азота показал, что взрослые птицы, выращиваемые в местных условиях, питались другими продуктами (культивируемый рис-сырец), чем те, которые потребляли мигрирующие особи. Наконец, все взрослые особи были примерно одинакового размера, что указывает на разведение в неволе.

В целом, гистологические, геохимические, биохимические, морфологические и контекстуальные данные свидетельствуют о том, что эти гуси находились на ранней стадии одомашнивания. Похоже, что их популяция сохранялась в течение нескольких поколений без привнесения особей из других популяций.

По мнению Масаки Эда из музея Университета Хоккайдо в Саппоро, Япония, это новое открытие "расширяет историю одомашнивания гуся и, возможно, историю домашней птицы в целом". Джулия Бест из Кардиффского университета в Великобритании также отмечает, что радиоуглеродная датировка костей птиц делает это исследование гораздо более надежным, чем если бы исследователи просто датировали окружающие отложения. По мнению исследователей, если гуси были одомашнены 7 000 лет назад, то это делает их первой одомашненной птицей, хотя вопрос о курице все еще обсуждается.

На самом деле, есть еще один вид, который может привести всех к согласию. Согласно исследованию, опубликованному несколько месяцев назад, люди в Новой Гвинее собирали яйца кассауари, близкие к зрелости, и выращивали птиц до взрослого состояния еще 18 000 лет назад. Однако эти результаты нуждаются в проверке.