Астрономия

Gliese 486b, главная цель телескопа Джеймса Уэбба

Gliese 486b может помочь астрономам лучше понять атмосферы каменистых планет. Вскоре этот мир станет мишенью телескопа Джеймса Уэбба, запуск которого запланирован на октябрь.

Gliese 486 b - это экзопланета, недавно обнаруженная исследователями из Института астрономии Макса Планка в Гейдельберге (Германия) с помощью спектрографа CARMENES, доступного в обсерватории Калар-Альто (Испания). Этот инструмент ищет планеты, используя метод «лучевой скорости», замечая небольшие колебания в движении звезды, вызванные гравитационным притяжением вращающегося мира.

Затем команда положилась на спутник НАСА TESS. Последний также исследуют наличие близлежащих экзопланет, но с использованием другого метода: транзита. В конкретном плане он заметит крошечное уменьшение яркости звезды. Чаще всего это вызвано прохождением планеты между этой звездой и нашей точкой зрения.

Эти два подхода позволили нам нарисовать первый "портрет" этой планеты. Gliese 486 b развивается вокруг красной карликовой звезды всего в 26 световых годах от нас. Она примерно в 1,3 раза больше и в 2,8 раза массивнее Земли. Она делает один оборот вокруг своей звезды за 1,47 земных дня.

Зная размер и массу планеты, исследователи также смогли оценить ее плотность: около 7 грамм на кубический сантиметр. Для сравнения: плотность Земли 5,5 грамм на кубический сантиметр. Другими словами, как сообщает журнал Science, Gliese 486 b, вероятно, имеет силикатный состав железа, аналогичный составу нашей планеты.

Наконец, температура его поверхности оценивается примерно в 430 °C. По мнению исследователей, здесь, наверное, достаточно холодно, чтобы поддерживать атмосферу, и достаточно тепло, чтобы изучать ее издалека.

Такое сочетание "физических и орбитальных характеристик Глизе 486 b делает его "Розеттским камнем" для исследования атмосферы каменистых экзопланет", - говорит ведущий автор исследования Трифон Трифонов. Напомним, что Розеттский камень представляет собой фрагмент гравированной стелы из Древнего Египта с тремя версиями одного и того же текста, который позволил расшифровать иероглифы в 1799 году.

Лучшим кандидатом для таких наблюдений является не кто иной, как телескоп Джеймса Уэбба, который только что завершил свои последние функциональные испытания и запуск которого запланирован на осень. "Вскоре после того, как JWST заработает, мы сможем планировать наблюдения за Глизе 486 b", - отмечает астроном. "Будучи оптимистами, мы могли бы узнать, имеет ли планета атмосферу или нет, и если да, то каков ее состав".

Gliese 486b вращается вокруг красного карлика, который примерно на 30% массивнее Солнца.

Обратите внимание, что с учетом температуры поверхности Gliese 486 b не является отличным кандидатом для поиска жизни. Трифон Трифонов представляет себе «жаркий и сухой мир, чередующийся с вулканами и пылающими реками лавы».

Кроме того, из-за того, что ее орбита очень узкая, планета, вероятно, "заблокирована", всегда показывая одну и ту же сторону своей звезде, как Луна с Землей. Таким образом, у экзопланеты вполне может быть очень жаркая дневная сторона и гораздо более холодная ночная сторона. Опять же, это еще одно возможное препятствие на пути к жизни, какой мы ее знаем.