ГеологияПрирода

Гигантская трещина может расколоть Африку на две части и создать новый океан

Восточно-Африканский разлом - огромная трещина, протянувшаяся через всю Африку, — может расколоть континент на две части и дать начало новому океану. Недавнее исследование предполагает, что это явление вызвано африканским суперплюмом, огромным выбросом перегретой породы из ядра планеты. Это открытие, основанное на 3D-моделях и данных GPS, дает ценную информацию о тектонических силах и может помочь нам предвидеть последствия для местного населения.

Африканский континент переживает серьезные геологические преобразования, которые в конечном итоге могут расколоть его на две части и перекроить карту мира. В центре этого явления находится Восточно-Африканский разлом - гигантская трещина протяженностью около 3 500 км. Этот разрыв в земной коре, расширяющийся примерно на 2,5 см в год, привлекает внимание ученых всего мира.

Недавнее исследование проливает новый свет на силы, действующие в этом континентальном процессе рифтогенеза, проливая свет на ключевую роль африканского суперплюма, огромного выброса перегретой породы из ядра планеты. Последствия исследования обширны: от лучшего понимания тектонических процессов до прогнозирования воздействия на местное население. Работа группы ученых во главе с профессором Сарой Стэмпс из Технического университета Вирджинии и Тахири Раджаонарисон, исследователем с докторской степенью в Технологическом институте Нью-Мексико, опубликована в журнале Journal of Geophysical Research: Solid Earth.

Восточно-Африканский разлом (ВАР) - крупное геологическое явление, происходящее в настоящее время на Африканском континенте. Эта огромная трещина пересекает несколько стран - от Эфиопии на севере до Мозамбика на юге. Она представляет собой прогрессирующий разрыв земной коры - процесс, известный как континентальный рифтогенез.

Континентальный рифтогенез обусловлен деформацией литосферы - самого внешнего жесткого слоя планеты. По мере растяжения литосферы ее более мелкие части могут деформироваться различными способами.

Ежегодно ВАР расширяется примерно на 2,5 см, и это медленное, но постоянное движение постепенно изменяет географию Африки. Если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, то в конечном итоге он может разделить Африканский континент на две отдельные части. В результате такого разделения возникнет новый океан, что существенно изменит карту мира, какой мы ее знаем сегодня.

ВАР - явление не новое. По оценкам ученых, процесс рифтогенеза начался около 22 млн. лет назад. Однако в последние десятилетия эта деятельность активизировалась. Это ускорение привело к возобновлению научного интереса к ВАР и его последствиям для будущего Африки.

Ситуация и последствия Восточно-Африканского разлома.

Направление деформации земной поверхности под действием континентальных разломов обычно перпендикулярно длине разлома. Исследователи смогли изучать Восточно-Африканский разлом в течение более 12 лет, используя данные GPS-станций, которые измеряли сигналы более 30 спутников, вращающихся на орбите Земли на расстоянии около 25 000 км.

Они смогли подтвердить, что деформация была перпендикулярной, двигаясь на восток и запад. Однако, как сообщается в пресс-релизе исследования, они также заметили деформацию, идущую параллельно разлому и направленную на север. Фактически команда Стэмпса изучила процессы, лежащие в основе Восточно-Африканской системы разломов, используя 3D термомеханическое моделирование, разработанное Тахири Раджаонарисоном.

Его модели показали, что необычная параллельная деформация системы разломов обусловлена движением на север мантийного потока, связанного с Африканским суперплюмом - массивным поднятием мантии, которое поднимается из глубин Земли под юго-западной частью Африки и движется на северо-восток через континент, становясь значительно мельче по мере продвижения на север.

Ученые продолжают исследовать эти географические явления, наблюдая за появлением новых трещин, свидетельствующих о происходящих изменениях. Так, 56-километровая трещина, появившаяся в 2005 году, уже свидетельствует о формировании нового моря в районе Эфиопии. Кроме того, в 2018 году после сильных дождей еще одна трещина прорвалась через Кению, вызвав эвакуацию населения и разрушив дороги. Жители уже ощущают на себе последствия этих геологических потрясений: их дома рушатся или исчезают вместе со всем имуществом.

Несмотря на то что Африка не будет полностью разделена еще как минимум пять миллионов лет, ученые продолжают внимательно следить за Восточно-Африканским разломом и его последствиями. Более глубокое понимание процессов, происходящих при разломе континентов, в том числе и этих аномальных явлений, поможет ученым разгадать сложные причины распада континента, что они пытаются сделать уже несколько десятилетий.