Астрономия

Гигантская планета, вращающаяся вокруг знаменитой звезды Веги?

Команда астрономов объявила о том, что они обнаружили несколько подсказок, указывающих на возможное присутствие гигантской планеты, вращающейся вокруг Веги, одной из самых ярких звезд ночного неба. Эти результаты, которые еще предстоит подтвердить, опубликованы в "Астрофизическом журнале".

Вега - самая яркая звезда в созвездии Лиры. Относительно молодая по сравнению с нашей звездой, но вдвое более массивная, она находится примерно в 25 световых годах от Земли. Пока что мы не обнаружили ни одной планеты, вращающейся вокруг этой легендарной звезды. Однако это может скоро измениться.

Вега - это звезда типа А. Объекты, попадающие в эту категорию, обычно больше, моложе и вращаются намного быстрее, чем солнце. Вега, например, вращается вокруг своей оси каждые шестнадцать часов, в то время как наша звезда совершает оборот вокруг себя за двадцать семь земных дней.

С такой скоростью исследователям трудно собрать точные данные о движении звезды и, как следствие, о возможных планетах на орбите. Однако всегда можно попробовать. В недавнем исследовании астроном Спенсер Хёрт и его команда из Университета Колорадо просмотрели данные, собранные обсерваторией Фреда Лоуренса Уиппла в Аризоне за последнее десятилетие.

В этой работе исследователи сосредоточились на методе "лучевой скорости", заметив небольшие колебания в движении звезды Вега, которые обычно вызваны гравитационным притяжением вращающегося мира. "Если у вас есть планета вокруг звезды, она может раскачивать ее назад и вперед", - говорит Сэмюэл Куинн, соавтор этой работы.

Художественное изображение планеты KELT-9b, самой горячей из известных экзопланет. Предоставлено: НАСА / Лаборатория реактивного движения - Калтех.

Гигантский и (очень) горячий мир

В результате исследователи выделили сигнал, указывающий на то, что на Веге может находиться один из этих миров. Согласно исследованию, это может быть "горячий Нептун" или, возможно, "горячий Юпитер", эволюционирующий так близко к Веге, что облетит ее менее чем за два с половиной дня. Для сравнения: Меркурий, ближайшая к Солнцу планета, обращается вокруг него каждые 88 дней.

Если это действительно так, то эта планета-кандидат может иметь температуру поверхности в среднем около 3000 °C, что делает ее вторым самым горячим миром, известным науке после KELT-9b (рисунок выше). Однако для подтверждения его наличия потребуется дополнительная работа.