Астрономия

Гигантская экзопланета пережила смерть своей звезды

Группа астрономов объявила об открытии экзопланеты, пережившей смерть своей звезды. Этот юпитероподобный мир сейчас развивается вокруг своего трупа - белого карлика. Вы найдете этот прекрасный мир в 6 500 световых годах от Земли, в центре Млечного Пути.

Через несколько миллиардов лет у нашей звезды в конечном итоге закончится водород, ее основное топливо. Затем ее ядро ​​начнет сжиматься под действием собственной силы тяжести, в то время как внешние слои звезды будут расширяться. Постепенно Солнце начнет раздуваться, прежде чем превратиться в красного гиганта. Примерно через миллиард лет расширения наша звезда окончательно превратится в белого карлика, эволюционируя в течение нескольких миллиардов лет, прежде чем "погаснет свет".

Поскольку ожидается, что 97% звезд в Млечном Пути пройдут этот путь, астрофизикам важно понять, что может произойти с их планетными системами. Мы знаем, что этот процесс должен нарушить и потенциально уничтожить ближайшие к этим звездам миры, но всегда ли это так? Недавнее исследование, опубликованное в журнале Nature, доказывает обратное.

При поддержке обсерватории Кека на Гавайях группа специалистов объявила об открытии гигантской экзопланеты, которая, по-видимому, пережила смерть своей звезды (масса которой составляет около 60% массы Солнца). Планета, которая примерно в 1,4 раза массивнее Юпитера, находится на расстоянии около 420 миллионов километров от своей звезды. В Солнечной системе это расстояние между Солнцем и карликовой планетой Церерой, крупнейшим объектом в поясе астероидов (и потенциальным будущим домом). Астрономически это довольно близко.

Иллюстрация умирающей звезды в фазе красного гиганта с планетой на орбите. Ее ядро обязательно разрушится само по себе и в конечном итоге образует меньший, более тусклый белый карлик.

Исследователи смогли обнаружить эту экзопланету с помощью метода микролинзирования, который возникает, когда околоземная звезда на мгновение выравнивается с фоновой звездой. В этой конфигурации гравитация звезды переднего плана действует как линза и усиливает свет от второй звезды. Если на орбите ближайшей звезды вращается планета, она, в свою очередь, временно исказит увеличенный свет при своем вращении.

Иллюстрация юпитероподобной экзопланеты на орбите вокруг белого карлика.

Таким образом, эта планетная система может быть "окном в будущее" Солнечной системы. Мы знаем, что через несколько миллиардов лет, когда оно расширится, внешняя атмосфера Солнца будет достаточно большой, чтобы поглотить Меркурий и Венеру, но, возможно, также и Землю. С другой стороны, это новое открытие предполагает возможность того, что Юпитер и Сатурн могут пережить этот процесс.

Исследовательская группа планирует включить эти результаты в статистическое исследование, чтобы определить, сколько других белых карликов все еще скрывают выжившие планеты. Будущий телескоп НАСА "Нэнси Грейс Роман", целью которого является прямое изображение планет-гигантов, поможет продолжить это исследование.