Геология

Гибралтарский пролив может стать огненным кольцом

По мнению немецких и португальских исследователей, Атлантический океан должен начать закрываться примерно через двадцать миллионов лет. По мере сближения Америки и Европы Гибралтарский пролив может стать более геологически активным и превратиться в огненное кольцо.

Признаки геологического будущего

Некоторые ученые работают над реконструкцией движений тектонических плит во времени на протяжении нескольких сотен миллионов лет. Теперь можно разработать модели для прогнозирования, чтобы определить будущие движения друг к другу и друг от друга. Этот "танец" континентов на поверхности нашей планеты лежит в основе одной научной модели — цикла Вильсона. Исследователи из университетов Майнца (Германия) и Лиссабона (Португалия) опубликовали в журнале Geology 12 февраля 2024 года исследование, в котором они описывают эпизод цикла Вильсона, который, как ожидается, произойдет через двадцать миллионов лет.

Атлантический океан, родившийся в результате распада знаменитого суперконтинента Пангея 180 миллионов лет назад, вполне может в один прекрасный день снова сомкнуться. Авторы исследования попытались обнаружить признаки такого будущего в геологических породах Гибралтарского пролива. Этот пролив, длина которого составляет всего 59 километров, известен тем, что является уникальным морским проходом между Атлантическим океаном и Средиземным морем.

Но почему ученые проявляют такой интерес к Гибралтарскому проливу? Сближение Америки и Европы подразумевает наличие зоны субдукции, то есть когда океаническая кора одной плиты погружается под другую. Они объясняют, что под Гибралтарским проливом находится старая, практически неактивная зона субдукции, которая мигрирует из Средиземного моря в Атлантический океан. Продвигаясь на запад, эта зона должна была стать более геологически активной за счет субдукционного вторжения, и этот сценарий можно наблюдать благодаря компьютерному моделированию, разработанному исследователями.

Прекрасная возможность для исследователей

По мнению авторов этой работы, Гибралтарский пролив мог бы стать огненным кольцом, подобным тому, которое в настоящее время окружает Тихий океан. Более того, изучение этой зоны субдукции представляет собой реальную возможность для исследователей, поскольку можно наблюдать за происходящим процессом. Ученые фактически напомнили о существовании других районов этого типа в Атлантическом океане, а именно Малых Антильских островов (Карибский бассейн) и дуги Скотия вблизи Антарктиды. Однако они проникли в Атлантический океан несколько миллионов лет назад.

Хотя геологический фундамент Гибралтарского пролива находится в медленной фазе, он все еще активен и играет важную роль в сейсмической активности региона. И несмотря на то, что интервалы повторяемости, скорее всего, будут очень длинными, риск сильных толчков вполне реален, как в случае со знаменитым Лиссабонским землетрясением 1755 года, которое зарегистрировано между 8,5 и 9 баллами по шкале Рихтера, что делает его самым сильным землетрясением, когда-либо зафиксированным человеком.