История

Где и когда впервые были одомашнены лошади?

Новая статья, опубликованная в журнале Nature, подтвержденная анализом 273 геномов древних лошадей, определяет, когда и где современные лошади были впервые одомашнены. Отправляйтесь в степи Западной Евразии 4200 лет назад.

На протяжении десятилетий ученые пытались выяснить, когда и где впервые были одомашнены современные лошади. Теперь они наконец-то разгадали эту тайну. Собрав и секвенировав 273 генома древних лошадей, группа из 162 авторов под руководством Людовика Орландо, палеогенетика и научного руководителя Центра антропобиологии и геномики в Тулузе, пришла к выводу, что эти животные были одомашнены около 4 200 лет назад в степях юга России, недалеко от пересечения рек Волги и Дона.

Первоначально исследователи обратили свое внимание на казахские степи, где раскопки древних ботайских поселений позволили предположить, что эти скотоводы одними из первых одомашнили лошадей, о чем свидетельствуют найденные там несколько фрагментов лошадиных костей и глиняных горшков, покрытых, по-видимому, кобыльим молоком.

Однако в 2018 году группа исследователей, включая доктора Орландо, секвенировала геномы этих ботайских костей. К их удивлению, оказалось, что эти лошади не "родили" современных лошадей. На самом деле, они были прямыми предками лошадей Пржевальского - коренастой породы, которая сегодня считается последней дикой лошадью на планете. В итоге выяснилось, что Пржевальские были скорее дикими потомками одомашненных лошадей.

Таким образом, загадка происхождения современных лошадей осталась неразрешенной, что заставило исследователей, ранее сосредоточивших свое внимание на казахских степях, распространить свою работу на всю Евразию.

С 2016 года доктор Орландо и его команда начали собирать все древние кости лошадей, которые попали им в руки, что позволило им составить карту геномов лошадей во времени и пространстве. С течением времени происхождение лошадей становилось все более ясным. Чуть больше года назад они наконец смогли точно определить место: Волго-Донской регион на территории современной России.

Поворотный момент для человечества

Основываясь на этом наборе данных, исследователи также обнаружили, что современные лошади имеют два заметных генетических различия по сравнению с другими древними линиями: один ген связан с послушанием, а другой - с более сильным позвоночником. Эти черты являются симптомами одомашнивания и позволили этим животным коренным образом изменить способы передвижения на большие расстояния и ведения войны в человеческих обществах.

Наконец, исследование также опровергает ранее существовавшую теорию, предполагающую, что скотоводческий народ под названием Ямная мог мигрировать верхом в больших количествах в Европу около 5000 лет назад. Эта работа не выдвигает на первый план никаких доказательств такого одомашнивания. По мнению авторов, более вероятно, что волы были движущим фактором их экспансии.