Астрономия

Галактика Водоворот в поле зрения телескопа имени Джеймса Уэбба

Галактика Водоворот, известная как M51, находится достаточно близко и хорошо видна на северном небе, чтобы ее могли наблюдать астрономы-любители, которые уже несколько десятилетий делятся ее превосходными фотографиями. Однако теперь появилась возможность оценить ее и в инфракрасном диапазоне в поле зрения телескопа Джеймса Уэбба.

Знаковый объект

Галактика Водоворот, известная также как M51, является одним из самых известных объектов ночного неба. Это галактика, расположенная на расстоянии около 27 млн. световых лет от Земли в созвездии Гончие Псы.

Она известна своей особенно четко выраженной спиральной формой, а также взаимодействием с NGC 5195, нерегулярной карликовой галактикой. Это взаимодействие со временем повлияло на структуру и эволюцию обеих галактик, что привело к искажениям и деформациям спиральных рукавов галактики Водоворот, а также к увеличению зон звездообразования.

В последние десятилетия галактика Водоворот была одним из любимых объектов наблюдений Хаббла. Исключительная мощность и разрешение телескопа позволили астрономам получить невероятно детальные изображения сложной структуры этого объекта, выделив, в частности, зоны звездообразования, облака газа и пыли, а также детали строения галактики-компаньона.

Изображение M51, полученное в 2005 году в рамках проекта "Наследие Хаббла".

Новый взгляд на галактику Водоворот (M51)

Недавно исследователи использовали время наблюдений на телескопе Джеймса Уэбба для изучения объекта в инфракрасном свете. Новое изображение содержит данные, полученные с помощью приборов NIRCam и MIRI телескопа, которые демонстрируют невероятную детализацию и раскрывают скрытые особенности. В частности, мы видим горячую пыль, сконцентрированную вдоль спиральных рукавов (темно-красные области внизу).

Яркие области вдоль рукавов — это звездообразующие области, ведущие к бело-голубому центральному ядру. Оранжевые и желтые области — это области ионизированного газа, образованные недавно сформировавшимися звездными скоплениями. Что касается "пещерных черных пузырей", видимых внутри рукавов, то это просто "окна", открывающиеся на фон галактики. Возможности обсерватории в инфракрасном диапазоне позволяют "пробить" пылевую завесу, чтобы увидеть ее насквозь, что невозможно в видимом диапазоне.

Новое изображение является частью серии наблюдений, получившей общее название Feedback in Emerging extrAgalactic Star clusters (FEAST). Конкретно эта концепция описывает роль звезд во влиянии и регулировании процесса формирования самих звезд и их окружения. Этот процесс играет важную роль в формировании и эволюции звезд в галактиках и молекулярных облаках.

Звезды могут влиять на окружающую среду и собственное формирование различными способами. Например, они испускают поток излучения, в том числе ультрафиолетового и рентгеновского, способный ионизировать окружающий газ. Этот процесс оказывает влияние на динамику газа и его способность сжиматься, образуя новые звезды. Известно также, что массивные звезды испускают мощные звездные ветры, состоящие из заряженных частиц. И здесь эти ветры могут влиять на динамику газа и предотвращать или замедлять образование других звезд поблизости.

В целом, понимание обратной связи между звездами необходимо для построения точных универсальных моделей звездообразования, что и обусловливает интерес к новому изображению.