Астрономия

Феникс: новая экзопланета, над которой ломают голову астрономы

Открытие мира, прозванного Фениксом, ставит под сомнение наши современные теории об эволюции планет. Астрономы не знают, как этому миру удается поддерживать свою атмосферу так близко к своей звезде.

Примечательные характеристики

Феникс, известный в науке как TIC365102760 b, — удивительная планета, расположенная на орбите в шесть раз ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. Звезда, далеко не самая обычная, является красным гигантом, находящимся на поздних стадиях своей эволюции, что добавляет еще один уровень сложности в изучение этой планеты. Близость к такой звезде поднимает интригующие вопросы о динамике ее атмосферы и истории эволюции.

Вопреки ожиданиям, основанным на наших современных теориях, которые предсказывают, что планеты, расположенные так близко к своей звезде, быстро теряют атмосферу из-за интенсивного потока звездных частиц и сильной жары, Феникс заметно сохранил заметно расширенную и легкую атмосферу.

Что делает Феникс еще более уникальным, так это его размер. Будучи в 6,2 раза больше Земли, он попадает в категорию планет, подобных Нептуну. Однако если для других планет этого класса характерны плотные, компактные атмосферы, то Феникс отличается исключительно низкой плотностью, что выделяет его среди всех других горячих нептунов, известных на сегодняшний день.

Эта необычность поднимает важнейший вопрос: как такая массивная планета, расположенная в столь экстремальных условиях, могла сохранить столь обширную и легкую атмосферу? Открытие и изучение Феникса подчеркивает наше неполное понимание эволюции планетарных систем. Будущие наблюдения могут помочь нам понять механизмы, лежащие в основе этой загадки.

Взгляд в будущее Солнечной системы

Красные гиганты, такие как звезда, вокруг которой вращается Феникс, находятся в конце своей жизни и отличаются впечатляющим разрастанием. Когда такая звезда входит в стадию красного гиганта, она раздувается до размеров, в сотни и даже тысячи раз превышающих ее первоначальный размер. Это мощное расширение имеет драматические последствия для планет-компаньонов.

В случае с Фениксом его близость к красному гиганту означает, что на него действуют интенсивные гравитационные силы и звездные приливы. Со временем эти силы могут втянуть Феникс в гравитационную спираль по направлению к его звезде-хозяйке. По оценкам исследователей, это взаимодействие может привести к гибели планеты примерно через 100 миллионов лет, когда ее орбита станет нестабильной и ее поглотит огромная газообразная оболочка звезды.

Эта перспектива дает интригующее представление о том, что может ожидать нашу собственную Солнечную систему в долгосрочной перспективе. Примерно через 5 миллиардов лет, когда Солнце достигнет конца своей жизни и войдет в фазу красного гиганта, Земле, вслед за Меркурием и Венерой, может постигнуть аналогичная участь.

Подробности исследования опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.