Астрономия

Европейский радиотелескоп NOEMA выходит на полную мощность

Первая антенна была открыта в 2014 году. Восемь лет спустя Северная расширенная миллиметровая антенна (NOEMA) была завершена и теперь включает в себя не менее двенадцати 15-метровых антенн. Расположенный на плато Буре во французских Альпах, он является самым мощным миллиметровым радиотелескопом в северном полушарии и обещает множество открытий.

Космические объекты излучают различные типы света в зависимости от различных факторов (состав, температура, возраст). Поэтому, чтобы получить более полное представление об объекте, астрономы должны объединить наблюдения и данные, собранные на разных длинах волн. Радиотелескопы, такие как NOEMA, работают на длинах волн в миллиметровом диапазоне электромагнитного спектра.

Эти антенны оснащены приемниками, работающими по технологии, именуемой интерферометрией. Короче говоря, все антенны направлены на одну и ту же область пространства. Полученные сигналы затем объединяются с помощью суперкомпьютера. Такая конфигурация дает астрономам разрешающую способность, аналогичную разрешающей способности одного огромного телескопа, диаметр которого охватывал бы весь массив.

Изменяя конфигурацию антенн, астрономы также могут "приблизить" определенный объект, чтобы наблюдать его более детально. Здесь антенны можно перемещать по дорожке длиной 1,7 километра. Чем обширнее конфигурация, тем мощнее увеличение, отмечают в CNRS.

Его разрешающая способность и чувствительность матрицы позволяют исследователям собирать свет из ранней Вселенной, который появился лишь примерно через 600 миллионов лет после Большого взрыва.

Обсерватория NOEMA с сетью из двенадцати радиоантенн.

Еще не выйдя на полную мощность, NOEMA уже сделала крупные открытия, например, пролила свет на самую отдаленную галактику, известную на сегодняшний день. Совсем недавно исследователи также измерили температуру космического фонового излучения на очень ранней стадии развития Вселенной. Такие данные могут помочь выявить и лучше понять влияние темной энергии, таинственной силы, ответственной за ускоренное расширение Вселенной.

Кроме того, этот радиотелескоп является частью консорциума Event Horizon Telescope (EHT), который опубликовал первое изображение тени черной дыры в 2019 году. NOEMA также позволила нам насладиться первым изображением тени сверхмассивной черной дыры в центре нашей собственной Галактики. В будущем данные, собранные этим (и другими) радиотелескопами, могут позволить нам получить первое видео черной дыры.