Здоровье и медицина

Этот вирус заражает около 95% из нас, и теперь обнаружены его слабые стороны

В настоящее время от вируса Эпштейна-Барра (ВЭБ) не существует ни вакцины, ни специфического лечения, но недавние открытия позволили выявить слабые места в вирусе, которые в будущем могут привести к разработке целевых методов лечения.

Обнаружение уязвимых мест

Вирус Эпштейна-Барр (ВЭБ), открытый докторами Энтони Эпстайном и Ивонной Барр в 1964 году, является одним из самых распространенных вирусов в мире. В тот или иной период жизни он поражает около 95 % населения планеты. Хотя заражение ВЭБ часто протекает бессимптомно и остается незамеченным, вирус может вызывать такие серьезные заболевания, как инфекционный мононуклеоз, рассеянный склероз и некоторые виды рака, в частности лимфому. До недавнего времени ВЭБ оставался сложной проблемой с точки зрения лечения и профилактики, в основном из-за отсутствия вакцины и специфической терапии, направленной на этот вирус.

Однако значительный исследовательский прорыв может все изменить. Ученые из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) выявили уязвимые места в структуре вируса ВЭБ, в частности, ключевой белок, используемый вирусом для заражения B-клеток иммунной системы. Эти B-клетки могут латентно укрывать вирус, позволяя ВЭБ оставаться в организме неограниченно долгое время.

На пути к созданию защиты от вируса ВЭБ

В частности, в ходе исследования были выявлены два моноклональных антитела, названные A10 и 4C12, которые эффективно воздействуют на белок gp42 вируса. Он играет решающую роль в способности вируса связываться с B-клетками и проникать в них, способствуя тем самым заражению. Оба антитела работают в основном за счет блокирования этого ключевого взаимодействия, не позволяя вирусу проникать в B-клетки. Рентгеновская кристаллография показала, что A10 и 4C12 связываются с двумя разными участками на белке gp42, обеспечивая двойной барьер против инфекции.

Испытания на животных моделях, в частности на мышах, показали многообещающие результаты. В частности, антителу A10 удалось практически полностью блокировать заражение ВЭБ. Кроме того, ни у одной из мышей, получавших A10, не развилась лимфома, что позволяет предположить, что это антитело может обеспечить значительную защиту от рака, связанного с ВЭБ.

Хотя для подтверждения этих результатов на людях необходимы дальнейшие исследования, это исследование знаменует собой значительный шаг на пути к улучшению профилактики и лечения ВЭБ.

В конечном итоге исследователи надеются, что эти антитела можно будет использовать не только для предотвращения заражения ВЭБ у неинфицированных людей, но и предложить новый вариант лечения для тех, кто уже инфицирован или подвержен риску развития серьезных осложнений, связанных с ВЭБ. Это имеет большое значение для общественного здравоохранения, особенно для людей с ослабленным иммунитетом или тех, кто подвергается трансплантации органов, которые особенно уязвимы к серьезным заболеваниям, вызванным ВЭБ.

Подробности исследования опубликованы в журнале Immunity.