Биология

Этот вид геккона способен к биофлуоресценции!

В недавнем исследовании немецкие исследователи наблюдали механизм биофлюоресценции. Животные, о которых здесь идет речь - гекконы, обширное семейство небольших и средней величины ящериц. Для одного вида, в частности, эта характеристика будет играть очень важную роль в повседневной жизни.

"Блестящий" вид гекконов!

Гекконы представляют собой инфраотряд рептилий, виды которых встречаются по всему миру. В странах, где присутствуют эти животные, население ценит их, потому что их любимая еда состоит из насекомых-вредителей. Один вид гекконов, в частности, был предметом публикации в журнале Scientific Reports 11 января 2021 года. Команда из Государственной зоологической коллекции в Мюнхене (Германия) интересовалась Pachydactylus rangei, эндемичным видом пустыни Намиб на юге Африки. По мнению специалистов, этот геккон способен к биофлуоресценции. Авторы исследования напоминают, что это явление очень распространено в мире природы. С другой стороны, данное животное - одно из немногих наземных позвоночных, способных на это. Однако его блеск намного больше, чем у хамелеонов, наблюдавшихся ранее в 2018 году.

От желтого до "неоново-зеленого"

Биофлуоресценция может быть результатом нескольких различных механизмов. В случае некоторых амфибий это вызвано циркуляцией химических соединений в лимфатической системе. Что касается геккона вида Pachydactylus rangei, сияние исходит от поглощения света Луны . Таким образом, он срабатывает только ночью и в естественной среде. Точнее, явление происходит на уровне желтых отметин по бокам и вокруг глаз геккона. Когда эти метки становятся флуоресцентными, их цвет меняется на "неоново-зеленый".

Причиной этого процесса являются иридофорные клетки. Расположенные под полупрозрачной кожей животного, они относятся к группе хроматофоров и генерируют определенный цвет, отражая свет. Таким образом, они поглощают свет луны (возбуждение), прежде чем передавать его в более растянутую длину волны (излучающий свет). Но при чем тут биофлуоресценция у этого вида ? По мнению авторов исследования, таким образом гекконы могут безопасно общаться друг с другом ночью. Действительно, расположение их желтых отметин делает блеск едва заметным для возможных хищников.