Палеонтология

Этот странный таракан жил во времена динозавров

Исследователи обнаружили таракана, застрявшего в янтаре как минимум на 99 миллионов лет. И мы знаем, что ему не очень нравился свет.

Месторождения янтаря встречаются по всему миру, но наиболее интересные для палеонтологов - в Мьянме (Бирма). Здесь месторождения, как правило, относятся к меловому периоду, около 99 миллионов лет назад.

В последние годы в этом бирманском янтаре было найдено много существ: сороконожка, улитка, четыре лягушки, детеныш змеи, цыпленок и даже останки динозавров. Все эти экземпляры очень разные, но все они имеют одну общую черту: они жили на открытом воздухе, так же, как мы с тобой. Отсюда и интерес к этому новому открытию.

Пещерный обитатель

Петер Вршанский и его команда из Словацкой академии наук в Братиславе, Словакия, действительно определили первый образец троглодита эволюция во времена динозавров, идентифицированных в янтаре. То есть это существо жил в пещере. А эта тварь была тараканом.

“Это явно обитатель пещер говорит исследователь. Он был очень бледного цвета, из-за потери пигментов, а его глаза и крылья значительно уменьшились по сравнению с другими известными видами тараканов. Он также обладал очень длинными антеннами, что, вероятно, помогло ему ориентироваться в темноте“.

То, что обитатель пещеры найден в янтаре, очевидно, кажется странным. В конце концов, этот камень - не более чем затвердевший древесный сок. И в пещерах нет деревьев.

Поэтому для Петра Вршански возможно, что этот экземпляр в один прекрасный день рискнул бродить возле входа в его укрытие, только чтобы оказаться в ловушке среди деревьев, растущих поблизости.

Предоставлено: Петр Вршанский / Sendi et al. 2020

Этот таракан, по имени Mulleriblattina bowangi, принадлежал к семейству Nocticolidae. В настоящее время многие виды этого семейства живут в пещерах. Но для исследователя эти более "современные" тараканы не имеют прямого отношения к меловым.

Восстанавливая генеалогическое древо Nocticolidae, появившихся 127 миллионов лет назад, он действительно обнаружил, что виды троглодитов, которые, как правило, развиваются быстрее, чем те, которые развиваются средь бела дня, также имеют тенденцию к исчезновению так же быстро. Через 30 миллионов лет он предположил, что, вероятно, это связано с инбридингом или отсутствием генетического материала.

Подробности исследования опубликованы в Gondwana Research.