Космонавтика

Этот робот-змея должен найти жизнь на Энцеладе

Американское космическое агентство (NASA) хочет исследовать поверхность Энцелада, одного из спутников планеты Сатурн, с целью обнаружения жизни. Инженеры планируют развернуть робота-змею длиной в несколько метров.

4,4 метра в длину и весом 100 кг

Температура поверхности Энцелада составляет около -200 °C. Однако толстый слой льда может быть домом для живых организмов, которые получают химическую энергию из гидротермальных источников, расположенных на дне океана. Более того, объем этого уникального подземного океана оценивается в пятнадцать миллионов кубических километров. Таким образом, Энцелад - серьезный кандидат на поиск внеземной жизни, ведь, по мнению астробиологов, это один из немногих океанических миров в Солнечной системе.

Неудивительно, что NASA стремится исследовать планету и собрать ценную информацию. Для этого Лаборатория реактивного движения NASA (JPL) в сотрудничестве с несколькими университетами разработала робота-змею - Exobiology Extant Life Surveyor (EELS). Эта удивительная машина стала предметом исследования, опубликованного в журнале Science Robotics 13 марта 2024 года, а также подробной презентации, опубликованной на сайте JPL.

EELS имеет длину 4,4 метра и весит 100 кг. У него есть голова, в которую встроены многочисленные датчики, основание, опирающееся на гусеницы с шестнадцатью модулями. Благодаря этому аппарат может легко преодолевать обледенелые поверхности (см. видео в конце статьи).

Робот, способный исследовать и принимать самостоятельные решения

На снимках — отрывок из испытаний, которые в настоящее время проводятся на EELS в местах, где условия, вероятно, схожи с условиями на Энцеладе. Цель состоит в том, чтобы точно настроить возможности робота, в основном его мобильность и восприятие окружающей среды. Эти эксперименты также направлены на оптимизацию его способности принимать правильные решения в случае возникновения проблем.

По словам исследователей, EELS сможет не только ползать по замерзшим поверхностям, но и плавать в океане, глубина которого на Южном полюсе оценивается в 10 км. Ответственные за проект также подчеркнули автономный характер транспортного средства с точки зрения оценки рисков и принятия решений.

Наконец, стоит отметить, что идея робота-змеи актуальна и для других проектов. Университет Карнеги-Меллона участвует в проекте Exobiology Extant Life Surveyor и также разрабатывает аналогичную версию, которая должна оказаться полезной в спасательных операциях в сложных условиях.

Вот видеопрезентация EELS, опубликованная Лабораторией реактивного движения: