Биология

Этот червь производит "молоко" для обеспечения выживания своих личинок

Животный мир не перестает удивлять людей. Британские исследователи обнаружили, что один из видов червей-гермафродитов способен к "примитивной форме лактации". Цель? Чтобы обеспечить выживание своего потомства, прежде чем оно погибнет, исчерпав способность к самооплодотворению.

Жертвуя собой для производства своего рода "материнского молока"

Для всех живых существ характерна одна общая черта: старение. Физиологические механизмы, приводящие к старению, являются предметом научных исследований. В некоторых исследованиях ученые используют образцы вида Caenorhabditis elegans, прозрачной нематоды длиной всего один миллиметр. Это гермафродитные черви, способные размножаться путем самооплодотворения. В них могут храниться как сперматозоиды, так и яйцеклетки. Следует отметить, что самцы червей могут рождаться, но это случается довольно редко. В течение своей взрослой жизни, которая длится всего двадцать дней, Caenorhabditis elegans самооплодотворяются максимальное количество раз, пока не исчерпается запас спермы.

Однако в ходе своей работы исследователи из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) обнаружили удивительное явление, описанное в публикации в журнале Nature Communications от 5 октября 2021 года. Самки в конце жизни жертвуют собой, чтобы обеспечить выживание своего потомства, производя питательное вещество, своего рода "молоко", для кормления личинок.

Червь Caenorhabditis elegans

"Это одновременно и форма примитивной лактации, которой обладают лишь некоторые другие беспозвоночные, и форма репродуктивного самоубийства, когда черви-матери жертвуют собой, чтобы обеспечить следующее поколение", — объясняет Дэвид Гемс, ведущий автор исследования.

Это связано с тем, что черви, лишенные способности к самооплодотворению, накапливают в собственном теле неоплодотворенные яйца, а также жидкость, напоминающую грудное молоко. Это молоко - результат плавления тканей самого червя. Таким образом, это явление для него просто фатально. Таким образом, перед тем, как погибнуть, червь откладывает последние яйца, которые также содержат молоко, которым питаются личинки.

Для ученых, проводивших исследование, это удивительное поведение является новым способом для червей Caenorhabditis elegans максимизировать свои эволюционные возможности. Кроме того, исследователи заметили, что молодые личинки, питающиеся этим молоком, растут быстрее других. Первоначально ученые ошибочно полагали, что такое поведение является результатом заболевания червей в преклонном возрасте.