Антропология

Этот череп не настоящий и никогда не существовал. Но все же это может быть ваш предок

В истории нашего вида Африка известна как колыбель человечества. Где-то на этом огромном континенте, сотни тысяч лет назад, группа ранних людей, как полагают, отделилась от других, в конечном счете распространившись по всей Африке и остальному миру.

Это были первые предки современных людей, но дело в том, что никто не знает, кем они были или в каком регионе они находились. В то время в Африке обитало несколько видов людей, и то, что мы в настоящее время знаем об этих ранних людях, происходит почти исключительно из окаменелостей, которые являются редкими и фрагментированными.

В течение многих лет ученые горячо обсуждали, какие ранние люди были связаны с нами, а какие просто вымерли на параллельной эволюционной ветви.

Вместо того чтобы ждать, пока новый образец прояснит ситуацию, ученые предприняли попытку воссоздать окаменелость, еще не найденную, самый старый из всех Homo sapiens, неуловимого предка, который мог бы жить в Африке около 300 000 лет назад.

Используя компьютеры и математические методы, команда фактически представила череп с удивительно тонкими и современными особенностями. Высокий лоб, плоское лицо и округлый череп напоминают живых людей, говорят авторы, в то время как выступающий надбровный гребень и широко расставленные глаза больше похожи на архаичных гомининов.

Это правда, что такого черепа, возможно, никогда не было. Но авторы говорят, что это предварительное предсказание того, как мог бы выглядеть последний общий предок современных людей.

Модель основана на ряде данных: анализ нескольких вымерших родственников человека из позднего среднего плейстоцена (LMP), включая неандертальцев; КТ-сканирование черепов 260 человек со всего мира; и набор ранних современных черепов из Израиля, датируемых 100 000 лет.

Организовав эти черепа в эволюционное дерево, исследователи заметили не одну, а три разные популяции ранних людей, живущих в Африке во время ЛМП.

Окаменелость из Марокко представляла одну популяцию, в то время как другая в Танзании демонстрировала различные особенности. Еще две окаменелости из Восточной Африки и одна из Южной Африки выявили третью популяцию, и именно эта группа наиболее напоминала новый практически реконструированный череп.

Таким образом, авторы предполагают, что самый ранний общий предок современных людей мог возникнуть в результате смешения между популяциями Южной и Восточной Африки. Между тем, североафриканское население, вероятно, взаимодействовало с неандертальцами в это время.

Другими словами, "колыбель" цивилизации не может быть ограничена одним простым местом; наша история происхождения может быть более разнообразной и сложной.

«Наши результаты подтверждают сложный процесс эволюции H. sapiens с признанием различных, географически локализованных популяций и линий в Африке - не все из которых способствовали происхождению нашего вида», - заключают авторы.

Согласно этому сценарию, команда предполагает, что появление современных людей могло произойти в два этапа.

Во-первых, период диверсификации, предшествующий H. sapiens, когда возникают разные популяции ранних людей, каждая из которых имеет свои особенности. И затем, вторая фаза фрагментации и расширения, где население взаимодействует и объединяется в новые группы.

«Тем не менее - объясняют авторы , - наши результаты показывают, что маловероятно, чтобы все местные популяции LMP могли в равной степени или вообще внести свой вклад в родословную, которая породила население, родоначальное к H. sapiens; локальное вымирание и влияние основателей». значительно бы сформировал появление анатомически современных людей".

В последние годы все больше ученых утверждают, что история современных людей не так линейна или упрощенна, как мы когда-то думали. Если бы череп, подобный моделированному этой командой, действительно существовал в реальной жизни, он мог бы подорвать некоторые из наших идей из учебников о происхождении современного человечества.

Палеоантрополог Катерина Харвати, которая не участвовала в новом исследовании, рассказала The New York Time, что этот новый инструмент «действительно отличный способ проверить гипотезы о летописи окаменелостей».

Тем не менее она говорит, что нам нужно быть осторожными в отношении выводов, которые мы делаем из этих моделей, и она хотела бы, чтобы к этой смеси добавились более современные люди, кроме черепов Израиля.

Результаты были опубликованы в Nature Communications.