Биология

Это лекарственное растение эволюционировало бы, чтобы спастись от людей

Цветущие растения эволюционировали, чтобы показать яркие лепестки и развить опьяняющие ароматы. Цель: привлечь как можно больше опыляющих насекомых для оплодотворения. Тем не менее оставаться незаметным также может быть эффективной стратегией выживания.

Fritillaria delavayi, найденная на скалистых склонах китайских гор Хэндуань, является растением, известным в традиционной китайской медицине. Высушенные лампочки используются для лечения болезней сердца и легких. С другой стороны, в течение нескольких лет спрос на порошок, изготовленный из его луковиц, неуклонно рос, так как растение стало более редким, а значит, и более дорогим. Для информации, килограмм порошка сегодня стоит около 400 евро и требует сбора более 3500 отдельных экземпляров, которые начинают цвести только к пятому году.

Как вы понимаете, это растение находится под огромным давлением со стороны человека. Тем не менее похоже, что Fritillaria delavay не сказала своего последнего слова. В журнале Current Biology, команда исследователей указывает на то, что это растение превратилась менее заметными для человека. Раньше ее было нетрудно найти, ее зеленые пряди систематически прорастали из окружающих серо-коричневых камней. Теперь оно регулярно демонстрирует коричневый оттенок, который идеально вписывается в окружающую среду.

"Как и другие замаскированные растения, которые мы изучали, мы изначально думали, что эволюция Fritillaria delavayi могла быть вызвана травоядными животными, но мы не нашли таких животных в окрестностях", - объясняет Ян Ню, ботаник из Института ботаники Куньмина и соавтор исследования. "Потом мы поняли, что причиной могут быть люди".

На этом снимке скрывается небольшая Fritillaria delavayi коричневого цвета.

Эффективная стратегия

В рамках этой работы исследователи использовали спектрометр для измерения того, насколько хорошо цвет растений соответствует окружающей их среде. Они также опирались на имеющиеся записи, чтобы определить различные места, где луковицы этого растения собирались чаще всего. После перекрестной проверки мест сбора урожая с разным уровнем маскировки, исследователи заметили, что наиболее востребованными местами были также те, где окраска растения наиболее точно имитирует фон.

"Удивительно, как человек может оказывать такое прямое и драматическое влияние на окраску диких организмов. Не только об их выживании, но и о самой эволюции", - говорит Мартин Стивенс, эколог из Университета Эксетера и соавтор исследования. "Многие растения, кажется, используют камуфляж, чтобы скрыться от травоядных, которые могут их съесть, но здесь мы видим, как камуфляж развивается в ответ на людей-коллекционеров."

И это работает! В рамках исследования исследователи провели компьютерный эксперимент, в котором участники пытались идентифицировать растения на фотографиях. Было установлено, что чем больше растение похоже по цвету на каменистую среду, тем труднее участникам различать их.