Палеонтология

Эти кротовидные существа жили под ногами динозавров

Команда палеонтологов объявила о том, что они обнаружили два новых вида роющих животных. Оба они развивались около 120 миллионов лет назад на территории современного северо-восточного Китая. Результаты этой работы опубликованы в журнале "Nature".

Как и сегодня, многие животные жили под землей во времена динозавров, чтобы защитить себя от хищников, поддерживать относительно постоянную температуру (не слишком жарко летом и не слишком холодно зимой) или питаться насекомыми и корнями.

В недавнем исследовании группа из Американского музея естественной истории подробно рассказала об открытии новых видов, которые поддерживали жизнь под землей. Эти ископаемые останки были обнаружены в биоте Джехол, которая представляет все ископаемые организмы возрастом от 145 до 100 миллионов лет, обнаруженные на северо-востоке Китая.

Один из них - тритилодонтид (цинодонты, похожие на млекопитающих), найденные в формации Цзюфотан. Это первая особь такого рода, обнаруженная в этой биоте. Около 30 см в длину, его назвали Fossiomanus sinensis.

Другой - это eutriconodontan, дальний родственник современных плацентарных млекопитающих и сумчатых, обитающих в формации Исянь. Около семнадцати сантиметров в длину, его назвали Jueconodon cheni. Оба возникли около 120 миллионов лет назад.

Fossiomanus sinensis (вверху справа) и Jueconodon cheni.

Эти два животных, даже если они не связаны между собой, развили бы те же характеристики, что и высокоспециализированные роющие животные. То есть эти два вида эволюционировали независимо друг от друга под сходным селективным давлением (конвергентная эволюция).

Согласно этому исследованию, у обоих были задние конечности короче передних, широкие передние лапы с крепкими когтями и короткий хвост.

Fossiomanus sinensis.

Наконец, у обоих видов также развилось увеличенное количество грудных позвонков. Обычно у млекопитающих 26 позвонков от шеи до бедра. Однако у Fossiomanus их было 38, а у Jueconodon - 28.

Эта вариация в количестве позвонков, вероятно, являющаяся результатом генетических мутаций при эмбриональном развитии животных, может быть обнаружена и у современных млекопитающих, включая слонов, ламантинов и дамановые.