НовостиПалеонтология

Эти черепахи мелового периода пережили вымирание динозавров

Окаменелость возрастом семьдесят миллионов лет, обнаруженная в Румынии, представляет собой новый вид пресноводной черепахи. По мнению исследователей, эти рептилии, вероятно, пережили вымирание, которое уничтожило неафриканских динозавров. Подробности исследования опубликованы в журнале Journal of Systematic Palaeontology.

Эта окаменелость черепахи была раскопана в бассейне Хацег, Румыния, в 1990-х годах. Останки включают почти полные части карапакса и пластрона (нижней части панциря), а также кость одной из рук и таз. В свое время, около семидесяти миллионов лет назад, рептилия была длиной около девятнадцати сантиметров. Теперь она названа Dortoka vremir в честь Матьяша Времира, специалиста по позвоночным мелового периода, который умер в 2020 году.

D. vremir принадлежит к группе черепах, известной как бокошейные черепахи. В настоящее время насчитывается шестнадцать видов в Южной Америке, Африке и Австралии. Другие подобные окаменелости, вероятно, родственные D. vremiri, были датированы примерно 57 миллионами лет назад, что позволяет предположить, что эти рептилии пережили меловое-палеогеновое вымирание 66 миллионов лет назад.

Интересно, что представители того же семейства черепах не пережили этого вымирания в Западной Европе. Возникает вопрос: почему D. vremiri выжил?

По мнению Феликса Августина из Тюбингенского университета, географический ареал вида, вероятно, сыграл важную роль. Исследователи считают, что в то время бассейн Хацег был отдельным островом, который позже слился с Восточной Европой. В меловом периоде этот остров был бы более изолированным и, следовательно, защищенным от экологических разрушений, вызванных падением астероида.

Однако мы знаем, что ранее обнаруженная древняя черепаха по имени Kallokibotion bajazidi, обитавшая на острове вместе с D. vremiri в конце мелового периода, вымерла вместе с динозаврами. Однако в отличие от D. vremiri, K. bajazidi была сухопутной черепахой. "Это соответствует картине, ранее наблюдавшейся в фаунах Северной Америки, где наземные позвоночные пострадали от позднемелового вымирания гораздо больше, чем пресноводные виды", — объясняет Золтан Чсики-Сава, палеонтолог из Бухарестского университета.

Пресноводные пищевые цепи зависят от разлагающихся органических веществ. По мнению авторов, это вещество продолжало оставаться в изобилии во время вымирания. И наоборот, растения, составляющие основу пищевой сети наземных видов, сильно пострадали от последствий воздействия (пожары и сокращение солнечного света). Таким образом, после падения астероида D. vremiri мог продолжать питаться, в отличие от своего земного собрата.

В прошлом году группа палеонтологов также объявила об открытии нового вида черепах, развивавшихся в конце мелового периода на Мадагаскаре, который также, вероятно, пережил массовое вымирание, а затем вымер.