Природа

Эти бразильские жабы могут пережить 10 укусов скорпионов

Несколько раз сообщалось, что жабы вида Rhinella icterica, найденного в некоторых районах Бразилии, иногда пировали желтыми Скорпионами (Tityus serrulatus), эндемичным видом той же страны. Тем не менее укус этих Скорпионов у людей, как известно, очень болезненный, а в некоторых случаях даже смертельный. Поэтому, заинтригованные этими наблюдениями, исследователи из Института Бутантана в Сан-Паулу провели несколько экспериментов.

В рамках этого исследования исследователи поместили 10 жаб в пластиковые ванны (по одной в каждую), дно которых было заполнено почвой. Это было напоминание об их природной среде. Затем они поместили скорпиона в каждый загон и изучили различные взаимодействия между двумя видами. Если скорпиона съели, то жабам был предложен второй экземпляр. Каждая "сессия" длилась в среднем пять минут.

В конце этих экспериментов выяснилось, что семь из десяти жаб съели двух предложенных скорпионов. Двое съели только одну, а одна жаба не поймала ни одного.

Укусы не имели никакого эффекта

Анализируя изображения этих взаимодействий (все они были сняты на камеру), исследователи затем отметили, что жабы стали есть скорпионов прямо из хвоста. Анализы также подтвердили, что их всех несколько раз ужалили во рту. Но, очевидно, им было все равно.

Чтобы узнать, влияет ли яд скорпионов на жаб, исследователи затем вводили им дозу, эквивалентную 10 укусам. И, опять же, все выжили. Лучше, они даже не выглядели обеспокоенными.

"Я был удивлен большой способностью жаб есть Скорпионов, как если бы они были другой безобидной добычей, — говорит ведущий автор исследования Карлос Джаред. У людей одно-единственное жало желтого скорпиона вызывает страшную боль и может даже убить, особенно детей и стариков".

"То, что я лично нахожу самым удивительным, заключается в том, что даже высокие дозы яда не изменили поведение жаб, добавляет Ари ван дер Мейден, соавтор исследования. Они, должно быть, выработали очень эффективную резистентность к нервно-паралитическим компонентам этого яда". Поэтому, по их словам, следующим шагом будет определение того, чем на самом деле являются эти средства защиты.

Естественный хищник

Это исследование не только интересно, но и важно в бразильском контексте. Было замечено, что желтые скорпионы все чаще вторгаются в городские районы, где они априори не являются настоящим хищником. И это проблема. Бразильские власти ежегодно регистрируют более 140 000 случаев укусов скорпионов.

Поэтому единственным животным, способным подчинить их, была бы эта знаменитая жаба. Проблема в том, что они считаются вредителями в Бразилии. Многие местные жители не стесняются охотиться на них, бросая в них соль или отбеливатель. Проливая свет на способность этих земноводных контролировать Скорпионов, исследователи надеются, что теперь они будут лучше "приняты" в городах.