Моя планета

Эта плотина в Китае замедляет вращение Земли на 0,06 микросекунды

Может ли человек влиять на скорость вращения Земли? Ответ - да, даже если это небольшие изменения. Одним из наиболее ярких примеров, иллюстрирующих этот поразительный факт, является плотина "Три ущелья" в Китае.

Необходимо различать боковой реальный период вращения (время в конце которого планета находит такую же ориентацию по отношению к окружающим звездам) и синодический период вращения, который соответствует продолжительности одного дня и времени в конце которого планета находит такую же ориентацию по отношению к своей звезде. Таким образом, для Земли звездный период вращения составляет 23 ч 56 мин 4 с, 3 секунды и его синодический период в среднем 24 часа.

Способен ли человек изменить скорость вращения Земли, оцененную примерно в 1670 км/ч на уровне экватора ? Ответ на этот старый миф - да, и, оказывается, мы уже это делаем. Наиболее ярким примером является плотина Трех ущелий, построенная в китайской провинции Хубэй на реке Янцзы, которая является самой длинной рекой в Азии. Это просто самая большая плотина гидроэлектростанции и самая большая гидроэлектростанция в мире.

Эта плотина, введенная в эксплуатацию в 2009 году, имеет годовую производительность 98,8 миллиардов киловатт-часов. Она имеет исключительные размеры: ее длина составляет 1335 метров, она занимает площадь 154 500 гектаров и содержит 45,3 миллиарда кубических метров воды. Это количество воды составляет массу более 42 миллиардов тонн. Именно наличие такого большого количества воды в одном концентрированном месте изменяет момент инерции вращающейся планеты.

Это означает, что эта масса воды изменила распределение массы Земли относительно ее оси вращения. Это, конечно, оказывает лишь очень небольшое влияние на время вращения Земли, а именно увеличение времени вращения Земли на 0,06 микросекунды (миллионные доли секунды), по данным НАСА.