Палеонтология

Эта "крылатая" акула жила в океанах 93 миллиона лет назад

Группа палеонтологов описывает новый вид акул, характеризующийся большими грудными плавниками в форме крыльев. Эта рыба появилась 93 миллиона лет назад в море, которое в то время покрывало современную Мексику.

Изолированный в известняковой пластине, которая сохранила большую часть его окаменевшего скелета и отпечатки его мягких тканей, образец был обнаружен в 2012 году в Нуэво-Леоне, штате на северо-востоке Мексики. 93 миллиона лет назад эта часть земного шара была покрыта Западным внутренним водным путем - водным пространством, протянувшимся от Мексиканского залива до Северного Ледовитого океана.

Эта акула представляет новый вид под названием Aquilolamna milarcae или орлиная акула из музея Milarca, где вскоре будут выставлены ее окаменелости. Физически эта рыба отличалась большими грудными плавниками, придающими ей вид ската манта (скаты появятся через тридцать миллионов лет).

Однако это не предшественник, а скорее пример конвергентной эволюции (различные группы независимо друг от друга развивают одни и те же характеристики). Необычные остатки этого нового вида свидетельствуют о "неожиданный эволюционный эксперимент подводного полета акул", пишут авторы исследования, опубликованного в журнале Science.

Что касается измерений, то представьте "размах крыльев" 1.9 м при общей длине тела около 1.65 м.

Это не единственное сходство со скатами. Эта древняя акула, вероятно, тоже фильтровала свою пищу. Поэтому вполне вероятно, что эти рыбы эволюционировали в одной и той же морской среде.

"Еще одна интересная особенность заключается в том, что его голова была короткой, с нечеткой мордой и широким ртом", - говорит Ромен Вулло из CNRS в Ренне. "Другие части Aquilolamna, такие, как ее хвостовой плавник (хвост), похожи [на] многих современных акул. Это придает этой рыбе уникальный химерический вид".

Орлиная акула не была быстрым и жестоким хищником, как сегодняшняя большая белая акула. "Aquilolamna, вероятно, был относительно медленным пловцом, сравнимым с другими пластиножаберными", - отмечает исследователь, добавляя, что его длинные тонкие грудные плавники действуют "как стабилизаторы". Кроме того, животное, вероятно, зависело от своего торпедообразного тела и сильного хвостового плавника, чтобы двигаться вперед.

Окаменелости орлиной акулы, а также окаменелости аммонита и костистой рыбы.

Вероятно, вымершие в конце мелового периода

На окаменелости этой акулы не было ни брюшных плавников (расположенных под телом, рядом с хвостом), ни спинного плавника. Однако неизвестно, не развился ли этот вид или эти останки просто не окаменели.

Раскопки также не выявили ни одного зуба. "Однако идентификация ископаемых акул обычно основана на характеристиках зубов", - говорит Кеншу Шимада из Университета Депол в Чикаго. "Таким образом, авторы нового исследования предварительно поместили новую ископаемую акулу в группу, называемую Ламнообразные, в зависимости от характеристик, наблюдаемых в ее позвонках и хвостовом скелете".

Напомним, что к современным ламнообразным акулам относятся такие культовые животные, как большеротая акула (Megachasma pelagios), гигантская акула (Cetorhinus maximus), акула мако или короткоперая акула мако (Isurus oxyrinchus) и большие белые акулы (Carcharodon carcharias).

Наконец, мы до сих пор не знаем, когда и почему исчез этот вид. По мнению авторов, эти акулы, вероятно, вымерли 66 миллионов лет назад вместе с нептичьими динозаврами. Это массовое вымирание привело к резкому увеличению скорости закисления океана.