Астрофизика

Эта экзопланета является еще более "экстремальной", чем считалось ранее

Международная группа астрономов сообщает об обнаружении ионизированного кальция в атмосфере WASP-76b, горячего Юпитера, известного своей экстремальной средой. Открытие позволяет предположить, что эта экзопланета еще горячее, чем считалось ранее. Подробности исследования опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.

WASP-76b не похожа ни на что в нашей системе. Эта планета, которая примерно в двадцать раз больше Земли, обращается вокруг своей звезды всего за 1,8 дня на расстоянии около 0,033 АЕ. Представьте себе экзопланету, которая в два раза больше Юпитера и в десять раз ближе к Солнцу, чем Меркурий. WASP-76b, обнаруженная на расстоянии около 640 световых лет от Земли, является примером горячего Юпитера.

Из-за своей близости к звезде-хозяину WASP-76b показывает только одну сторону своей звезде, как Луна Земле. На поверхности "дневной" стороны температура составляет около 2400 °C, достаточно горячая, чтобы молекулы распались на атомы, а металлы, такие как железо, испарились в атмосферу. На ночной стороне немного прохладнее. Температура составляет около 1300 °C.

Тот факт, что есть две очень разные стороны, также означает, что образуются сильные ветры. В исследовании, опубликованном несколько месяцев назад, мы узнали, что часть паров железа, направленных в атмосферу на "дневной" стороне, иногда переносится на другую сторону под двойным воздействием вращения планеты и циркуляции атмосферы. На "темной стороне" эти металлы затем конденсируются и падают обратно на землю. Исследователи обнаружили, что это явление происходит только на границе день/ночь, но не на границе ночь/день. Так, на WASP-76b иногда идет железный дождь, но только вечером.

Орбита WASP-76b вокруг своей звезды.

Новое исследование под руководством Корнельского университета, Университета Торонто и Университета королевы Белфаста сообщает об обнаружении ионизированного кальция (электрически заряженной версии) на планете. По мнению авторов, присутствие этого элемента говорит о более высокой температуре атмосферы, чем считалось ранее.

Открытие было сделано с помощью спектров высокого разрешения, полученных с Gemini North около вершины Мауна-Кеа на Гавайях. "Мы видим так много кальция. Это действительно сильная характеристика", — говорит Эмили Дейберт, ведущий автор исследования.

Новое исследование, в котором нет никаких предположений о том, насколько высока температура экзопланеты, еще раз подтверждает идею о том, что Млечный Путь является домом для множества невероятно разнообразных миров, некоторые из которых особенно экзотичны.

"Замечательно, что с помощью современных приборов мы можем узнать так много об атмосферах, их составляющих, физических свойствах, наличии облаков и даже крупномасштабных ветрах планет, вращающихся вокруг звезд на расстоянии сотен световых лет", — сказал Рэй Джаявардхана, декан Корнельского университета и соавтор исследования. "Благодаря дистанционному зондированию десятков экзопланет, охватывающих диапазон масс и температур, мы получим более полную картину истинного разнообразия внеземных миров".