Астрономия

Если Плутон больше не является планетой, то только из-за этой небольшой детали

Плутон не считается настоящей планетой уже почти двадцать лет. Для того чтобы претендовать на это звание, карликовая планета должна была соответствовать трем критериям. К сожалению, она выполнила только две из них.

В течение 76 лет Международный астрономический союз (МАС) признавал Плутон самым маленьким и самым удаленным членом "клуба девяти планет" Солнечной системы. В 2006 году все изменилось после того, как астроном Майк Браун из Калтеха обнаружил несколько странных объектов за пределами всех известных планет. Один из них, который теперь называется Эрис, оказался даже больше Плутона.

С этого момента астрономы МАС оказались перед выбором: обозначить все эти новые объекты и сотни потенциальных будущих объектов как планеты или выбрать более строгое определение того, чем на самом деле является планета. В итоге несколько сотен из них проголосовали за второй вариант, фактически низведя Плутон до новой группы объектов - карликовых планет.

Что такое планета?

Чтобы сохранить статус планеты, объект должен соответствовать трем критериям: вращаться вокруг Солнца, быть (в основном) круглым и очистить свою окрестность. Другими словами, в этой последней точке объект должен был стать доминирующим в своей собственной орбитальной зоне с точки зрения гравитации. Никакое другое тело сопоставимого размера (кроме его собственных естественных спутников) не должно находиться под его гравитационным влиянием.

Первые два пункта не являются проблемой для Плутона. Мы знаем, что объект движется по орбите вокруг Солнца, совершая один оборот вокруг Солнца за 248 земных лет. Обратите внимание, что объекты, обращающиеся вокруг других тел, например, Луна, не проходят этот тест.

С другой стороны, Плутон достаточно большой и массивный, чтобы быть круглым. В отличие от этого, ныне карликовая планета не соответствует последнему критерию.

Фотография Плутона в естественных цветах, сделанная космическим кораблем New Horizons в 2015 году.

Плутон не одинок

Солнечная система заполнена объектами всех размеров, от пылинок до газовых гигантов. Однако наличие такого большого количества объектов разных размеров, вращающихся вокруг Солнца, может привести к очень хаотичному результату. По крайней мере, так можно было подумать изначально. На самом деле, посреди всего этого прекрасного мира именно планеты создают порядок.

Орбиты восьми планет свободны от любых других объектов. В отличии, например, от астероидов в главном поясе между Марсом и Юпитером, все, что находится на пути планеты, уже поглощено, захвачено в виде спутников или изгнано.

В этом отношении Плутон отличается от других. Вместо того чтобы быть самой далекой планетой, которую мы когда-то знали, теперь это ближайший член пояса Койпера, который окружает нашу звезду за Нептуном. И Плутон всегда будет частью этого роя, оказывая хотя бы небольшое влияние на других членов этой группы.

Однако то, что Плутон потерял свой планетарный статус, не делает его менее интересным. Миссия New Horizons, пролетевшая мимо карликовой планеты в 2015 году, обнаружила заметно сложный геологический объект. Некоторые модели также предполагали, что на Равнина Спутника (ледяная равнина на поверхности Плутона), левой доле "сердца" Плутона, может находиться частично жидкий подземный океан.