ГеологияПланетология

Если на Марсе есть жизнь, то она может быть только под поверхностью

Анализ нескольких марсианских метеоритов предполагает, что недра Марса могут быть хорошим местом для поиска возможной текущей жизни на планете. Когда будет проводиться бурение? Подробности исследования опубликованы в журнале "Астробиология".

На Земле подавляющее большинство живых существ нуждается в солнечном свете для развития и эволюции, но в глубинах существуют организмы, способные обойтись без него. Чтобы выжить, эти существа полагаются на побочные продукты химических реакций, возникающих при контакте горных пород с водой.

Одной из таких реакций является радиолиз. Это происходит, когда радиоактивные элементы в скалах вступают в реакцию с водой, застрявшей в их порах. Молекулы воды затем разбиваются на составляющие их элементы, а именно водород и кислород. Высвобожденный водород в конечном итоге растворяется в оставшихся грунтовых водах, в то время как такие минералы, как пирит, поглощают кислород, образуя сульфатные минералы.

Микробы могут поглощать растворенный водород в качестве топлива и использовать кислород, хранящийся в сульфатах, для "сжигания" этого топлива. Например, на дне канадской шахты Кидд-Крик некоторые из этих существ были обнаружены более чем на 1,5 км под землей в воде, которая не видела дневного света уже более миллиарда лет.

В рамках своей докторской диссертации Джесси Тарнас и его команда из Университета Брауна стремились лучше понять эти подземные системы с целью выяснить, могут ли подобные места обитания быть обнаружены на Марсе.

В своей работе исследователи опирались на данные о составе нескольких марсианских метеоритов, представляющих различные части земной коры. Анализ этих метеоритов показал, что если бы они находились в постоянном контакте с водой, эти породы действительно могли бы производить химическую энергию, необходимую для поддержания микробных сообществ, подобных тем, которые выживают в неосвещенных глубинах Земли.

Согласно этой работе, «ингредиенты», необходимые для развития жизни, особенно много в проломах горных пород возрастом более 3,6 миллиарда лет. Помните, что в отличие от Земли, Марс не подвержен тектонике плит, которая постоянно перерабатывает породы земной коры (те, которые образуют кору). Поэтому эти участки земли, какими бы старыми они ни были, вероятно, все еще остаются в значительной степени нетронутыми.

Фотография сделана Perseverance 22 апреля 2021 года (57-й сол). Предоставлено: НАСА / Лаборатория реактивного движения - Калтех.

Поскольку эти метеориты, изученные здесь, являются репрезентативными для обширных участков марсианской коры, результаты показывают, что большая часть недр Марса может быть обитаемой.

"Важное значение здесь для науки о подземных исследованиях заключается в том, что где бы на Марсе ни были подземные воды, там высока вероятность того, что у вас будет достаточно химической энергии для поддержания микробной жизни под землей", — резюмирует Джесси. "Мы не знаем, развивалась ли когда-либо жизнь под поверхностью Марса, но если это так, мы полагаем, что энергии достаточно, чтобы поддерживать ее до сегодняшнего дня".

По мнению исследователей, эта новая работа говорит в пользу программы буровых работ, направленной на поиск признаков жизни в марсианских подповерхностных слоях. Мы знаем, что когда-то на планете были грунтовые воды. Если уж на то пошло, может быть еще есть. В июле 2018 года группа астрономов объявила о возможном наличии озера шириной около 20 км, расположенного на глубине 1,5 км под марсианскими льдами.