АстрономияНовости

Если астрономы увидят эти химические вещества в атмосфере планеты, то, скорее всего, там существует развитая цивилизация

На протяжении нескольких лет некоторые астрономы уделяют особое внимание поиску техносигнатур на близлежащих планетах, которые могли бы свидетельствовать о присутствии развитой цивилизации. Но что если вместо радиосигналов (как это делают SETI и другие организации) поискать что-нибудь другое, например, свидетельства загрязнения атмосферы, производимого технологически развитыми обществами? Об этом говорится в статье, опубликованной группой специалистов Массачусетского технологического института.

Био- и техносигнатуры

Поиск доказательств существования внеземной жизни в основном сосредоточен на поиске биосигнатур, которые являются индикаторами или косвенными свидетельствами присутствия жизни. К числу распространенных примеров биосигнатур относится обнаружение органических молекул, таких как аминокислоты или липиды. Кроме того, в рамках данного типа исследований могут быть обнаружены такие биологические процессы, как фотосинтез, в результате которого в атмосфере планеты в аномальных количествах образуется кислород или другие газы.

Однако в последние годы некоторые группы, в том числе и SETI, предпочитают концентрироваться на техносигнатурах, которые, в свою очередь, свидетельствуют о наличии развитой цивилизации.

В основе этого типа исследований лежит идея о том, что такая цивилизация может излучать сигналы или вести технологическую деятельность, которая может быть обнаружена с Земли. К техносигнатурам можно отнести обнаружение искусственных радиосигналов, световых сигналов или развитых механических структур, таких как сферы Дайсона (гипотетические структуры, которые могут окружать звезду для захвата ее энергии).

Два ключевых соединения

Совсем недавно группа исследователей изучила два химических вещества, не созданных жизнью: трифторид азота (NF3) и гексафторид серы (SF6). Как отмечают исследователи в своей статье, "земная жизнь избегает производства или использования молекул, содержащих связи NF или SF, и не создает полностью фторированных молекул ни с одним элементом".

Более того, NF3 не имеет нечеловеческого источника и отсутствовал в доиндустриальной атмосфере Земли. SF6, в свою очередь, выделяется в ничтожных количествах только минералами, содержащими фтор. Вероятно, он также в незначительных количествах образуется при извержении вулканов.

На Земле эти соединения являются, по сути, побочными продуктами промышленной деятельности в атмосфере.

NF3 производится в основном в химической промышленности. Он используется в производстве солнечных батарей, плоских экранов, электронного оборудования и полупроводников. Процесс производства NF3 обычно включает в себя реакцию аммиака (NH3) с фтором (F2) в присутствии катализатора при высокой температуре.

Гексафторид серы получают синтетическим путем в результате реакции фтора (F2) с серой (S) при высокой температуре. Он особенно ценится в электротехнической промышленности за свои превосходные изоляционные свойства. Он предотвращает возникновение электрических дуг и частичных разрядов в высоковольтном оборудовании, что делает его незаменимым в энергетике.

Уникальная подпись

Эти два соединения обладают и другими качествами, важными для данного вида исследований. Их растворимость в воде чрезвычайно мала, и они имеют очень большое время жизни в атмосфере. Кроме того, они обладают уникальными спектральными характеристиками. Конкретно говоря, если бы они были обнаружены в атмосфере далекой планеты, то их спектральные отпечатки выделялись бы из фонового спектра. Поэтому обнаружение таких отпечатков в атмосфере экзопланеты может служить доказательством того, что их создала достаточно развитая цивилизация.

Наконец, интерес представляют и другие полностью фторированные молекулы техногенного происхождения. Однако их химические и спектральные свойства не известны.