Астрономия

Еще один загадочный объект из межзвездного пространства, возможно, вошел в нашу Солнечную систему

Астрономы, возможно, заметили второй объект, когда-либо посещавший нашу Солнечную систему из другой звездной системы. Объект может даже пролететь около Марса в конце этого года, хотя он еще далеко.

Догадка ученых сильна, но пока не определенна: сейчас шансы намного выше, чем то, что объект, известный как комета "C / 2019 Q4 (Борисов)" (ранее "gb00234"), является межзвездным, а не камнем из Солнечной системы.

Первый такой межзвездный объект, когда-либо обнаруженный - таинственный и противоречивый космический камень в форме сигары «Oumuamua» - прошел через нашу Солнечную систему в 2017 году.

Украинский астроном-любитель Геннадий Борисов, возможно, был первым, кто заметил C/2019 Q4 в небе 30 августа.

Астрономы собирали данные в надежде на то, чтобы построить путь объекта в пространстве и выяснить, откуда он взялся.

«Это так увлекательно, что сейчас мы в основном отводим взгляд от всех других наших проектов» , - заявил в среду Business Insider Оливье Эно , астроном Европейской южной обсерватории.

Эно был частью глобальной команды астрономов, которые изучали Оумуамуа, когда он проходил через Солнечную систему два года назад.

"Главное отличие от "Oumuamua" и этого заключается в том, что мы получили его за долгое, долгое время вперед", - добавил он. "Сейчас астрономы гораздо более подготовлены."

Ранние изображения показывают, что за C / 2019 Q4 следует маленький хвост или ореол пыли. Это отличительная черта комет - они содержат лед, который нагревается соседними звездами, что заставляет их выбрасывать в космос газ и песок.

Пыль может сделать C / 2019 Q4 проще для отслеживания, чем Oumuamua, так как пыль хорошо отражает солнечный свет.

Это также может позволить ученым более легко изучать состав объекта, поскольку приборы телескопа могут «пробовать» свет, чтобы искать химические сигнатуры.

«Здесь у нас есть нечто, родившееся вокруг другой звезды и идущее к нам. Это следующая лучшая вещь для отправки зонда в другую Солнечную систему», - сказал Эно.

Это грубое моделирование выше показывает возможный орбитальный путь C / 2019 Q4 (зеленый) через Солнечную систему. Он может пройти между орбитами Юпитера (фиолетовый) и Марса (оранжевый) в конце октября.

Астрономы готовятся наблюдать за объектом как можно большим количеством телескопов

Астрономы по всему земному шару захватывают каждый доступный телескоп, чтобы наметить путь C/2019 Q4 в космосе. Цель: посмотреть, имеет ли объект эллиптическую (овальную форму и вокруг Солнца) орбиту или гиперболическую (в форме галочки и на открытой траектории).

На данный момент кажется гораздо более вероятным, что его путь является гиперболическим, хотя астрономы говорят, что для достоверных данных необходимы дополнительные наблюдения. В частности, они пытаются выяснить эксцентричность C/2019 Q4 или насколько экстремальной является его орбита.

«Ошибка указывает на то, что все еще возможно, что она находится в Солнечной системе», - сказал Эно. «Но эта ошибка уменьшается по мере того, как мы получаем все больше и больше данных, а эксцентриситет выглядит межзвездным».

Высокая скорость объекта и похожая на комету пелена пыли также наклоняют чашу весов в сторону межзвездного пространства, добавил Хейно.

"Это может быть несколько дней или несколько недель, прежде чем у нас будет достаточно данных, чтобы окончательно сказать. Но даже с самыми лучшими данными нам может понадобиться больше", - сказал он. "Это расстраивает."

Когда в октябре 2017 года Оумуамуа пролетел мимо Земли на расстоянии всего 15 миллионов миль, астрономы не знали, что это произойдет.

"Нам пришлось побороться за телескоп, - сказал Эно. На этот раз мы готовы."

Если он межзвездный, C/2019 Q4 достигнет своей ближайшей точки к Солнцу в конце декабря, и ученые смогут наблюдать его примерно до января 2021 года.

У Эно и его коллег есть несколько небольших телескопов, поставленных в очередь для наблюдений, но он сказал, что хотел бы использовать «все» для наблюдения за C/2019 Q4. Его команда пытается найти время для «больших парней»: очень большого телескопа в Чили, обсерватории Кек, телескопа Близнецов на Гавайях и многого другого.

Ученые остаются осторожными в отношении идентичности C / 2019 Q4, хотя многие астрономы взволнованы вопросом C/2019 Q4, предстоит еще много работы, чтобы подтвердить его как межзвездный.

«Это не первый объект с 2017/1 г., более известный как «Oumuamua», демонстрирующий гиперболическую орбиту» , - написал в среду Микеле Баннистер , планетарный астроном Королевского университета в Белфасте.

Баннистер отметил, что при таких ограниченных наблюдениях объект может иметь редкую межзвездную орбиту, но позже оказывается, что она имеет орбиту в нашей Солнечной системе.

В настоящее время эти наблюдения не так легко получить, сказал Эно. C/2019 Q4 в настоящее время расположен близко к Солнцу - что размещает его близко к горизонту Земли и дает астрономам очень ограниченный промежуток времени до рассвета для его изучения.

"Это трудно увидеть, но у нас есть лучшие ребята, которые делают астрометрию, пытаясь измерить ее положение в небе", - сказал он. "Это может быть несколько дней или несколько недель, прежде чем у нас будет достаточно данных, чтобы окончательно сказать."

Если C/2019 Q4 окажется вторым межзвездным объектом, это будет хорошим предзнаменованием для предлагаемой миссии, над которой Эно работает, чтобы отправить роботизированные зонды в космос для перехвата будущих объектов, подобных этому.

«Один из основных вопросов: сколько их? Если мы обнаруживаем один раз в столетие, трудно спланировать миссию, чтобы перехватить один», - сказал он.

Если эти объекты появляются каждые пару лет, с другой стороны, астрономы могут даже выбрать, какой объект перехватить.

«Это говорит о том, что мы можем позволить себе подождать один, два или три года, чтобы получить правильный, и, возможно, не первый, который мы увидим после организации миссии», - сказал Эно.

Источник: Business Insider.