Здоровье и медицина

Эпидемия раннего рака поражает людей младше 50 лет!

В Бостонской больнице Brigham and Women's Hospital (США) обнаружена тревожная находка: оказывается, настоящая "эпидемия" ранних форм рака поражает взрослых в возрасте до 50 лет. Это тревожное наблюдение, опубликованное в журнале Nature Reviews Clinical Oncology, указывает на значительный рост заболеваемости этим недугом за последние три десятилетия.

Неумолимый рост ранних форм рака

Беспокойство вызывает тот факт, что эта волна ранних форм рака поражает население, традиционно менее подверженное этому заболеванию. Обычно рак ассоциируется с людьми старше 50 лет, но начиная с 1990-х годов во всем мире неуклонно растет число людей моложе 50 лет, страдающих от этого бедствия. И что еще более тревожно, спустя 30 лет эта тенденция не подает признаков замедления.
Понимание рака: безудержное размножение клеток

Рак — это заболевание, характеризующееся неконтролируемым размножением определенных клеток. Мутации в ДНК клеток возникают время от времени, и организм способен их восстанавливать. Однако в определенных ситуациях эти изменения в ДНК деактивируют механизмы, контролирующие клеточное деление, и клетки начинают размножаться неправильно. Такие раковые клетки приводят к образованию опухоли, которая растет за счет соседних здоровых клеток. По мере деления опухоль увеличивается в размерах, и клетки могут отделяться от нее и проникать в другие органы, образуя вторичные раковые опухоли, называемые метастазами.

Следует отметить, что не все опухоли являются раковыми. На медицинском жаргоне опухоль — это увеличение объема ткани без указания причины. В доброкачественной опухоли соответствующие клетки размножаются локально и не метастазируют. Злокачественная опухоль, напротив, представляет собой массу раковых клеток.

Увеличение риска развития рака с каждым поколением

Чтобы понять, как увеличивается число случаев раннего рака, исследователи из Brigham and Women's Hospital проанализировали данные по 14 видам рака, включая рак молочной железы, колоректальный рак, рак эндометрия, рак пищевода, рак поджелудочной железы и многие другие. В ходе анализа было выявлено явление, известное как "эффект когорты рожденных". Под когортой понимается группа людей, переживших в определенное время сходное событие. Применительно к росту заболеваемости раком в раннем возрасте этот эффект проявляется в том, что риск развития рака в раннем возрасте увеличивается от одного поколения к другому. У людей, родившихся в 1960 году, риск развития рака в возрасте до 50 лет был выше, чем у тех, кто родился в 1950 году, и эта тенденция сохраняется, причем у людей, родившихся в 1970 году, этот риск еще выше.

Рост заболеваемости связан с образом жизни

Исследователи утверждают, что начиная с 1990-х годов мы столкнулись с настоящей эпидемией ранних форм рака. Эта тревожная тенденция объясняется несколькими факторами. Возможно, определенную роль сыграло совершенствование методов скрининга, однако его влияние ограничено, поскольку рост заболеваемости ранними формами рака наблюдается даже в тех странах, где нет программ скрининга.

В этом виноват и нездоровый образ жизни. После Второй мировой войны, и особенно в 1960-х годах, появились переработанные и сверхпереработанные продукты питания. Из 14 анализируемых видов рака восемь связаны с раком пищеварительной системы. Эти продукты существенно нарушают микробиоту кишечника, которая играет важную роль в защите пищеварительной системы.

Другие факторы риска, способствующие эпидемии рака с ранним началом, включают чрезмерное потребление сахара, содержащегося в сладких напитках, ожирение, диабет 2 типа, чрезмерное употребление алкоголя и малоподвижный образ жизни.

Исследователи намерены продолжить свое исследование, наблюдая за развитием заболевания у молодых людей в течение длительного времени, и выступают за внедрение образовательных программ, направленных на повышение осведомленности молодежи о важности здорового образа жизни. Это необходимо для того, чтобы изменить траекторию развития этой тревожной эпидемии ранних форм рака.