Биология

Эмпатия: считается, что она происходит от общего с рыбами предка

Эмпатия, которая, как долгое время считалось, присуща только людям и нескольким видам животных, на самом деле, оказывается, гораздо более распространена среди последних. Исследователи недавно показали, что "эмоциональное сопереживание", самая базовая форма эмпатии, распространена среди рыб, что позволяет предположить, что она может происходить от общего предка.

Эмоциональное заражение - это способность человека чувствовать эмоции других людей, наблюдая за ними. Эта форма эмпатии, считающаяся первичной, регулируется окситоцином - гормоном, который чаще всего ассоциируется с любовью и привязанностью. Однако предыдущие исследования показали, что физиологические функции окситоцина гораздо сложнее, чем считалось ранее, он регулирует не только положительные, но и отрицательные эмоции, такие как страх и боль.

Регуляция эмоций окситоцином приводит к синхронизации поведения между особями одного вида. Такую синхронизацию можно наблюдать, когда убегающий человек вызывает панику в толпе. Подобное поведение часто наблюдается у рыб в одной группе или у других животных, живущих в стаде: когда одна особь чувствует опасность и реагирует на нее, вся группа в свою очередь убегает. Этот поведенческий механизм позволяет нам учиться друг у друга без необходимости непосредственно переживать ту или иную ситуацию.

Новое исследование, опубликованное в журнале Science, описывает различные эксперименты, проведенные на Данио-рерио (Danio rerio), предполагая, что происхождение их эмпатии эволюционно сходно с человеческой. Сходство с человеческим поведением можно объяснить тем, что "процесс эмоционального распознавания у позвоночных животных сохранялся на протяжении всей эволюции", по словам Руи Оливейры, исследователя из Лаборатории интегративной поведенческой биологии Института Гульбенкяна (Португалия) и соавтора исследования. Эмпатия могла возникнуть еще во времена генетического расхождения между рыбами и млекопитающими, примерно 350-400 миллионов лет назад, и их общий предок, таким образом, был бы первым, кто развил эту способность.

Многочисленные свидетельства, демонстрирующие определенную форму эмпатии у животных, действительно побудили ученых больше узнать об их эмоциональных способностях. Например, слоны или киты, чувствующие беду своих собратьев и приходящие им на помощь, были замечены во многих случаях. Однако если у млекопитающих эмпатию легко заметить, то у рыб она может быть более тонкой.

Поведение, сходное с человеческим

В одном из экспериментов, проведенных в рамках нового исследования, ученые поместили одинокую рыбу в аквариум. Во втором аквариуме рядом с ней нескольким ее собратьям ввели окситоцин. Группа немедленно замерла и беспорядочно поплыла, демонстрируя страх. Одинокая особь также отреагировала на беду, даже не получив предварительно окситоцин. Повторенный несколько раз, эксперимент в значительной степени продемонстрировал, что эмоциональное влияние у этого вида может быть достигнуто только через наблюдение.

На втором этапе ученые повторили эксперимент, но на этот раз генетически модифицировали некоторых рыб так, чтобы они были неспособны обнаруживать или вырабатывать окситоцин. После этого количество рыб, проявляющих страх, уменьшилось вдвое. Однако после введения им окситоцина рыбы снова начали реагировать и выражать страх.

Исследователи также провели эксперименты, в которых группам диких и генетически модифицированных (нечувствительных или не вырабатывающих окситоцин) рыб одновременно показывали видео друг друга. На одном из видео были показаны две застывшие и испуганные рыбы, а на другом — две спокойные рыбы. Результаты: Обе группы, как дикие, так и генетически модифицированные, сошлись на видео, показывающем испуганную рыбу.

На другом этапе эксперимента ученые заменили видео с испуганными рыбами на видео со спокойными особями. Несмотря на это изменение, дикие рыбы неизменно сходились в том месте, где ранее демонстрировалось видео с испуганной рыбой. Генетически модифицированные рыбы, напротив, не проявили особого интереса к изменениям и быстро забыли об испуганной рыбе из первого видео.

Препарируя мозг рыб, исследователи обнаружили, что области, участвующие в эмоциональном распространении, похожи на те, которые задействованы в эмпатии у млекопитающих, включая человека. "В совокупности наши результаты подтверждают эволюционно сохраненную роль окситоцина как ключевого регулятора базового эмпатического поведения у позвоночных", — заключают исследователи в своем исследовании.