Здоровье и медицинаКосмонавтика

Эксперимент Марс-500 изменил микробиоту космонавтов

Путешествие на Марс станет тяжелым испытанием для человеческого организма. Эксперимент Марс-500 доказал это. Моделируя условия путешествия на Красную планету, он показал нежелательное воздействие на микробиоту участников.

Изменения в микробиоте

Когда мы говорим о возможных будущих полетах на Марс, то чаще всего речь идет о технологических средствах, позволяющих добраться туда, или о способах заселения этой планеты. Но есть и другие вопросы, которые не менее важны, включая здоровье космонавтов. Хотя SpaceX говорит о возможном пилотируемом полете в 2026 году, многие вопросы по этой теме остаются без ответа.

Марс-500 (2010-2011) - Российско-европейская экспериментальная программа, предусматривающая 520-дневное пребывание нескольких космонавтов в ограниченном пространстве вдали от внешнего мира. Цель заключалась в воссоздании условий путешествия на Марс в помещении, повторяющем конфигурацию космического корабля. Это было использовано для анализа физиологического и психологического воздействия на участников.

По окончании эксперимента шесть космонавтов имели хорошее общее состояние здоровья. Однако длительное заключение изменило их физиологию. В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Computational and Structural Biotechnology Journal, ученые из Монреальского университета (Канада) утверждают, что повторно проанализировали образцы стула добровольцев. Они наблюдали изменения в кишечной флоре (или микробиоте).

Нежелательные изменения

Из 408 бактериальных геномов, проанализированных учеными, 213 были общими для всех шести космонавтов. Поэтому они сосредоточились на них. К концу эксперимента в кишечнике космонавтов размножилось 16 видов бактерий. Однако эти виды недостаточно хорошо документированы, поэтому их роль в микробиоте остается загадкой. Однако исследователи смогли идентифицировать Streptococcus thermophilus, бактерию, используемую в процессе ферментации молока. Также к концу эксперимента в количестве уменьшилось около пятнадцати других, более известных видов бактерий. Это были бактерии, связанные с метаболизмом инсулина, распадом резистентных крахмалов или противовоспалительными свойствами.

Следует напомнить, что, несмотря на хорошее общее состояние здоровья, медицинский осмотр космонавтов в конце эксперимента показал воспаление кишечника и резистентность к инсулину. В то же время, эти два явления отсутствовали у этих же участников в начале программы. Таким образом, канадское исследование представляет собой первое доказательство того, что длительное заключение может изменить микробиоту человека. Этот момент должен стать важным, когда придет время готовить первые миссии по колонизации Марса.