Космонавтика

ЕКА хочет производить солнечную энергию в космосе

Ожидается, что Европейское космическое агентство представит свою программу Solaris в конце 2022 года. Это будут очень крупные инвестиции для создания в космосе установки по производству солнечной энергии — объекта, имеющего ряд преимуществ.

Усиление декарбонизации энергетики

Прежде всего, следует помнить, что производство солнечной энергии в космосе — идея не новая. Несколько проектов в этом направлении уже реализуются. Китай, например, заявил в 2019 году, что хочет построить первую в мире солнечную электростанцию в космосе к 2025 году. Несколько месяцев назад Великобритания сделала аналогичное заявление об установке примерно в 2035 году. Европейское космическое агентство (ЕКА) также участвует в этой гонке, о чем говорится в твите (соцсеть запрещена в РФ) его генерального директора Йозефа Ашбахера от 16 августа 2022 года. По мнению ЕКА, использование солнечной энергии из космоса позволит Европейскому союзу повысить свою энергетическую независимость. В то же время это позволит сократить выбросы парниковых газов (ПГ).

Прежде чем задуматься о своей программе Solaris, которая будет представлена в ноябре 2022 года, ЕКА заказало ряд исследований у консалтинговых фирм, в частности, в Германии и Великобритании. Цель заключалась в оценке затрат и преимуществ производства солнечной энергии в космосе. Агентство также опубликовало эти исследования, чтобы политики ЕС могли понять, что действительно поставлено на карту. Йозеф Ашбахер не сомневается, что производство солнечной энергии из космоса может дать ЕС толчок к декарбонизации энергетики. И если все пойдет по плану, разработка системы Solaris может начаться уже в 2025 году.

Покрытие 30% потребностей Европы в энергии

Если говорить конкретно, то Solaris предполагает размещение спутников на орбите над атмосферой Земли. Спутники смогут собирать солнечную энергию и преобразовывать ее в электричество. Затем они должны будут отправить энергию на Землю с помощью микроволн. Наконец, фотоэлектрические элементы или антенны примут эту энергию, а затем преобразуют ее в электричество для бытового или промышленного использования.

Производство такой энергии в космосе имеет ряд преимуществ, включая отсутствие ночи или облаков, которые могут помешать солнцу. Кроме того, солнечное излучение, которое влияет на эффективность солнечных панелей, в космосе выше, чем в северных европейских широтах. Следует также помнить, что континент потребляет не менее 3 000 ТВтч электроэнергии в год. По оценкам исследований, проведенных по заказу ЕКА, установка по производству солнечной энергии в космосе может удовлетворить 30% потребностей Европы в энергии.

Очевидно, что изготовление и установка такой инфраструктуры должны стоить целое состояние. Надо сказать, что речь идет о созвездии из десятков очень внушительных спутников-сборщиков, расположенных на расстоянии 36 000 км от Земли. Масса каждого из этих спутников будет примерно в десять раз превышать массу Международной космической станции (МКС) с ее 450 тоннами.