Астрономия

Джеймс Уэбб обнаружил столкновение астероидов в соседней системе

Астрономы сделали снимок, на котором, похоже, запечатлено мощное столкновение гигантских астероидов в Бета Живописца, относительно молодой близлежащей звездной системе, находящейся в процессе формирования планет. Астрономы полагают, что это событие могло произойти в результате столкновения планетезималей на пути к формированию планет, возможно, даже каменистых планет, похожих на Землю, Марс или Венеру.

Редкое наблюдение

Почти двадцать лет назад астрономы с помощью телескопа «Спитцер» наблюдали огромное облако мелких пылевых частиц вокруг молодой звезды, расположенной всего в 63 световых годах от Земли. Недавно, обратив внимание на тепло, излучаемое кристаллическими силикатами (минералами, которые часто встречаются вокруг молодых звезд, а также на Земле и других небесных телах) с помощью телескопа «Джеймс Уэбб», ученые не обнаружили никаких следов этих ранее наблюдавшихся частиц. Другими словами, пылевое облако таинственным образом исчезло.

Чтобы объяснить это наблюдение, исследователи предполагают, что около двадцати лет назад вокруг этой звезды произошло столкновение астероидов или других крупных объектов, в результате которого тела превратились в мелкие частицы пыли. Первоначально эта пыль вблизи звезды должна была нагреться, испуская тепловое излучение, идентифицированное приборами Спитцера. Новые данные свидетельствуют о том, что эта пыль больше не обнаруживается, поскольку она была рассеяна излучением центральной звезды системы.

Кристин Чен, астроном из Университета Джонса Хопкинса и ведущий автор исследования, подчеркивает важность этого наблюдения: "Бета Живописца находится на стадии формирования планет, когда столкновения гигантских астероидов способствуют образованию каменистых планет. Мы наблюдаем за процессом формирования этих планет и других небесных тел в режиме реального времени".

Схема инфракрасного излучения Бета Живописца, наблюдаемого телескопом Спитцер и телескопом Джеймс Уэбб.

Катаклизмическое столкновение, связанное с астероидами

Масштабы столкновения впечатляют. Оно должно было выбросить количество пыли, примерно в 100 000 раз большее, чем астероид, ответственный за вымирание динозавров. По мнению исследователей, это позволяет предположить, что в столкновении, вероятно, участвовал астероид размером с Весту, второе по массе тело главного пояса астероидов (530 километров в диаметре).

Мы полагаем, что подобные крупные столкновения должны были происходить в нашей Солнечной системе в аналогичном возрасте как часть процесса формирования земных планет. Однако, несмотря на уже подтвержденное наличие двух газовых планет-гигантов вокруг Бета Живописца, теллурических планет пока не обнаружено.

В любом случае, это удивительное открытие еще раз подчеркивает мощь инфракрасных наблюдений, ставших возможными благодаря телескопу «Джеймс Уэбб».

Исследование было представлено Кристин Чен на 244-м заседании Американского астрономического общества в Мэдисоне, штат Висконсин.